17 июня 2010
Образовательный процесс в Европейском Союзе и Российской Федерации

 

Высшее образование сегодня является сферой, которая в значительной степени влияет на то, как формируется общество, его уровень социально-экономического развития, на физическое и нравственное здоровье граждан. Всех нас волнует то, каким будет будущее, - успешным, сильным и конкурентоспособным.

И наша задача как педагогов - сделать процесс обучения таким, что каждый юный гражданин по-новому посмотрел на себя и на свою среду.

17 июня в гимназии №3 г. Зеленодольска Республики Татарстан на 2-х секциях продолжилась работа II Международной научной конференции «Образовательный процесс в Российской Федерации и Европейском Союзе». Географию участников представили Татарстан, Мариэл, Словакия и Республика Польша.  В мероприятии приняли участие ведущие ученые и преподаватели в области педагогики, психологии и филологии Казанского федерального университета, Татарского гуманитарно-педагогического университета, Волжского филиала Института экономики, управления и права, а также руководители и педагоги образовательных учреждений Ассоциации «Казанский университетский образовательный округ». 

С приветственным словом выступила директор гимназии Марина Ильина: «Уважаемые коллеги! Мне приятно обратиться к вам со словами признательности и понимания того, что проблемы современного педагогического сообщества общие. Ведь именно мы с вами даем путевку в жизнь нашему будущему – нашим детям. Формат международной конференции и доверительного диалога сегодня дает возможность не только обсудить актуальные проблемы, поделиться опытом, но и наметить пути дальнейшей плодотворной работы». Далее Марина Анатольевна рассказала о достижениях гимназии и провела экскурсию по музеям учебного заведения.

Затем началась работа секций.

 Председатель секции «Педагогика и психология в современном образовательном процессе» педагог-психолог гимназии №3 Оксана Хмельницкая представила опыт психологической службы, в которой сделала акцент на причины, мешающие плодотворной работе. «Работа учителя сегодня требует применения инновационных методов преподавания, а также постоянного самообразования самого педагога. Для успешного освоения материала учащимися используем систему тренингов и методику диалога. Использование диалога на уроках позволяет привить опыт коммуникативного общения, умения выражать и отстаивать свои мысли и помогает усвоению материала», - отметила Оксана Владимировна. Презентация.

Ее выступление вызвало оживленную дискуссию. Коллег интересовали многие аспекты психологического исследования: проблемы обучения интравертов, отслеживание властных притязаний педагогов, проблемы эмоционального выгорания учителей. «Диалог – всегда признание личности ученика», - констатировала педагог-психолог лицея им. Н.И. Лобачевского при КГУ Эльвира Башлай. 

Следующий докладчик выступил с научно-исследовательским проектом «Создание организационно-педагогических условий реализации непрерывного естественно-математического профильного обучения учащихся старших классов в системе «Школа - технологический вуз». В своей презентации Людмила Новоструева (педагог-психолог, г. Волжск) подчеркнула важность психологического сопровождения в системе профильного и предпрофильного обучения школьников. Презентация.

Затем коллеги Зигмунд Хабовски и Томаш Лучковски познакомили участников научного форума с особенностями образовательного процесса в Республике Польша. Примечательно, что презентация была на польском и английском языках. Для большего взаимопонимания и обмена мнениями педагог-психолог Казанской общеобразовательной школы №111 Анастасия Фарзан выступила в качестве переводчика. 

Особый интерес вызвало выступление Эльвиры Башлай, посвященное опыту работы лицея, преимуществах коллективной работы. «Совместная деятельность детей, педагогов, родителей формирует, чувство «МЫ». Групповая форма работы позволяет использовать широкий арсенал методов и психологического инструментария, использовать разные статусы и роли: ведущего, статиста, наблюдателя, активного участника, транслятора, эксперта, консультанта, партнера по общению», - раскрыла многоликость работы психолога Эльвира Хамзеевна. Презентация 

Об использовании принципов и приемов здоровьезберегающих технологий при проведении традиционного урока рассказала тренер по обучению здоровья татарской гимназии №15 (г.Казань) Сания Галеева: « Мне бы хотелось заострить ваше внимание на проблеме здоровьесбережения, психологии здоровья. С 2004 года татарская гимназия №15 является членом сети Европейских школ содействия здоровью. В методическом плане гимназия разработала цикл практических семинаров, а также создала инновационную программу «Театр здоровья».Инновационность проекта в том, что театр дает возможность подростку преодолеть негативные эмоции, выплеснуть их в творческом процессе, помогает не попасть под влияние улицы. Сцена выступает мощным стимулом для самораскрытия, помогает вернуть веру в себя и получить радость творчества». Статья1. Статья 2.

В этом же направлении был представлен доклад педагога-психолога школы №111 Анастасии Фарзан. «В школе действуют 3 программы психологического содействия учащимся. «Вместе не страшно», предназначенная для младшеклассников, для учащихся среднего звена проект «Линия роста», для старшеклассников Линия жизни». Школа №111 – это школа интегрированного обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому для таких ребят был разработан специальный творческий проект «Мы», - подчеркнула Анастасия Николаевна. - Все психологические программы посвящены, в общем, одной простой идее – быть гармоничной и здоровой личностью, быть собой и строить свою жизнь»Статья

Дальнейшие сообщения затрагивали многие направления работы педагогов- психологов, в которых были обозначены разнообразные методики, способные внести существенную корректировку в процесс обучения. Презентация Бегуновой С.Г., презентация Булычевой Т.В.

Презентации коллег - филологов:  Леонтьевой Е.М., Дуншаковой Т.Н., Батуровой Е.Н., Коноваловой Л.В, Кудрявцевой О.Ф.

Секцию «Филология в современном образовательном процессе» возглавил научный руководитель гимназии, доктор педагогических наук, профессор Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Валериан Габдулхаков, который посвятил свое выступление идеологии и методологии современного образования. «Под идеологией в образовании и педагогике мы понимаем систему взглядов, реализующих идею, которая выбирается в качестве приоритетной. В этой идеологии выражаются и защищаются интересы, прежде всего, конкретного ученика, а также его учителя, образовательного учреждения, системы управления образованием, различных социальных и производственных организаций», - обозначил Валериан Фаритович ключевые моменты своего выступления. 

В современном значении термин «филология» подразумевает содружество гуманитарных дисциплин, взаимодействие музеев и школ. Так, очень интересно прозвучал доклад директора школы №111 (г.Казань) Анастасии Звездиной и директора музея им. Л.Толстого Светланы Коноваловой о сотрудничестве школы с музеями: «Сегодня взаимодействие музея и школы не является чем-то необычным. Это и так называемые «музейные» уроки, посещение экспозиций, а также поисковая работа самих школьников. Литература, безусловно, занимает центральное место в развитии у подрастающего поколения чувства патриотизма, уважения к общечеловеческим и национальным ценностям, в формировании убеждения о самобытности каждого человека. Многие из этих вопросов поднимал в своем творчестве и Л.Н. Толстой.

Организуя музейную экскурсию, мы ставим ребятам образовательные задачи – написать эссе, сочинение, выполнить контрольную работу. И тогда посещение музея для них не воспринимается как развлечение. А главное, такое содружество сеет семена добра, оптимизма, взаимоуважения друг к другу, толерантности, что особенно важно в республике многих национальностей, религий и традиций».Статья.

Все сообщения были информационно насыщенны и содержательны. По мнению молодых коллег из школы №6 (г.Казань)с раздельной формой обучения Алии Васильевой и Елены Гаптуллиной «были предложены очень интересные разработки методов обучения английскому и русскому языкам, такие как видеокурсы, проектная методика, работа с презентациями и модульное обучение».

«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни», - говорил Сенека. Сегодня мы полемизируем с великим стоиком. Ценность знания, образования как такового – это авторитет и престиж сильного государства, залог успешного будущего.

Источник информации: Светлана Сагитова, ИНо КФУ, фото Владимира Маликова