17 декабря 2014
Глава "Cybermetrics Lab": "Все проблемы, связанные с продвижением в "Вебометрикс", возникают из-за банальных ошибок"

Семинар "Продвижение российских вузов в рейтинге "Вебометрикс" состоялся на базе КФУ 17 декабря. Рекомендации, касающиеся улучшения позиций отечественных университетов, давал глава исследовательской группы "Cybermetrics Lab" ‑ CSIC Исидро Ф.Агуильо.

В ходе мероприятия были рассмотрены возможности рейтинга "Вебометрикс", оценен рейтинговый потенциал российских университетов, сформулированы основные пути повышения их конкурентоспособности. К участию в семинаре были приглашены представители ведущих вузов Приволжского федерального округа и Республики Татарстан.

Одним из главных посылов стало заявление о том, что усилия, которые затрачиваются на какую-либо деятельность, должны быть сопоставимы с результатами на выходе.

Прежде всего, речь идет об узнаваемости вуза на мировом уровне. Немаловажную роль в этом отношении имеет размер вуза. Так, например, в Университете Сан-Паулу, входящем в топ-20, согласно рейтингу "Вебометрикс", обучаются более 300 тысяч студентов. Таким образом, чем больше образовательных учреждений, имеющих в своей структуре схожие подразделения, объединят свои усилия под одной крышей, тем более стремительный характер примет продвижение в рейтинге.

При этом подразделения вуза ни в коем случае не должны быть представлены в рейтинге как самостоятельные структуры, как это, к примеру, происходит в случае с Нижнекамским химико-технологическим институтом, являющимся филиалом Казанского научно-исследовательского технологического университета.

Не менее значимым для продвижения является предоставление открытого доступа ко всем документам, которые могут быть востребованы. Все желающие должны иметь возможность просмотреть в формате .pdf любые файлы. В таком виде на сайте вуза необходимо размещать информацию для всех категорий посетителей: студентов, сотрудников, исследователей, причем как для тех, кто входит в университетское сообщество, так и сторонних.

Особое внимание стоит обратить и на наименование страниц, которое отображается в адресной строке: оно должно отражать содержание, а ни в коем случае не состоять из непонятного набора цифр и букв. Кроме того, ключевые фигуры университетского сообщества, ведущие ученые вуза должны иметь не одну персональную страницу, на которой были бы представлены значимые персональные данные. Подобный контент должен быть в открытом доступе на различных ресурсах. К примеру, информация о профессоре Гарвардского университета Гари Кинге имеется на более чем 13 тысячах веб-страниц. 

Важным фактором для продвижения является также работа официального сайта университета в формате супер-сайта или портала. Иначе говоря, сайт должен обладать разветвленной структурой, а переадресация с одной площадки на другую должна осуществляться при помощи ссылок.

Много говорилось и о таком показателе, как открытость. В частности, речь шла о том, что доступными для просмотра должны быть хранилища вузов, в которые загружаются все публикации сотрудников. К примеру, ученые КФУ имеют в сумме около 90 тысяч публикаций, однако они не находятся в открытом доступе, Google Scholar их не обнаруживает.

В ходе разговора был также поднят вопрос о наполнении контентом порталов научных журналов, выпускаемых вузом. Акцент был сделан на том, что необходимо активно заниматься продвижением этих подразделов основного сайта. Кроме того, пришлось вновь вернуться к теме наименования различных страниц в адресной строке. Выяснилось, что при выборе конкретной публикации на сайте издания зачастую название статьи, указание имени автора и института, в котором он работает, заменяется ничего не обозначающим набором цифр, чего быть не должно.

Помимо этого, эксперт посоветовал при выборе издания для публикации статьи в первую очередь обращать внимание на импакт-фактор журнала, выбирать те из них, которые позволят добиться наибольшего цитирования.

Крайне важным является повышение узнаваемости сайта на мировом уровне, а не только на местном. Большую роль в этом процессе играет вновь то, что указано в адресной строке. Так, к примеру, что такое "kai", знают все в Татарстане, значительно меньше ‑ в России, и практически никто в мире. Предпочтительнее использовать полное наименование вуза. Но в случае, если все же используется аббревиатура, то она должна совпадать в английской и русской версиях.

В завершение господин Агуильо оптимистично заявил, что все проблемы, связанные с продвижением вузов в рейтинге "Вебометрикс", появляются из-за банальных ошибок, которые могут быть исправлены. Все зависит от количества и качества контента, а также от наличия интернациональных данных.

Для справки: Рейтинг "Вебометрикс" рассчитывается исследовательской группой "Cybermetrics", входящей в состав Национального исследовательского совета Испании с 2004 года, и на сегодняшний день является одним из наиболее авторитетных. "Вебометрикс" анализирует не образовательную деятельность университетов в целом, а представленность вуза в интернет пространстве. Критерий ранжирования ‑ наполняемость, степень поддержки и популярность веб-сайтов вузов.

Источник информации: Алина Искандерова, фото Инны Басыровой, Пресс-центр