03 декабря 2014
Виктор Гавриш:" Всерьез и надолго"

 

Виктор Гавриш, Профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, кандидат философских наук, доцент«Эксперт Сибирь» №49 (435)

Стремление придать образованию рыночный вектор и ориентировать к требованиям бизнеса — это веление времени и непреложное правило системы отношений «деньги–товар»: никто не будет платить за то, что ему не нужно, да и производить то, что не находит спроса, — бессмысленно

В Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова мы постарались осмыслить существо, важность и масштабность проблемы соответствия образования потребностям рынка труда. При этом отдавая отчет, что «в два притопа, три прихлопа» задача решена не будет, пошли по пути системно-комплексного ее решения. Прежде всего, это мониторинг спроса и наличного на сегодня предложения в режиме онлайн. Второе — анализ реальной собственной содержательно-образовательной мобильности, то есть способность оперативно откликаться на изменяющийся спрос на те или иные специальности. Третье — создание структур трудоустройства студентов: каждый товар должен найти своего купца, а купец — товар. В этой работе у нас задействованы Центр развития карьеры, Центр развития молодежного предпринимательства, многие кафедры и иные структуры РЭУ. Существенным шагом в этом направлении явилось создание в этом году Факультета прикладного бакалавриата.

Переход к новой модели означает и перераспределение обязанностей и ответственности между всеми субъектами процесса: государством, бизнесом и вузами. 

На мой взгляд, в новых реалиях задачи и ответственность власти — вовремя обнаружить, осознать и оценить актуальность, размах и остроту проблемы в ее исторической данности, создать необходимую законодательную базу. Это делается. Следующая ступень — от государства нужна серьезная, научно обоснованная оценка тенденций спроса, перспектив развития науки и развития производства, предельно объективная, непременно критическая оценка состояния образования в стране и каждом регионе, его реальных возможностей, в т.ч. и научно-педагогического потенциала.

Задачи и обязанности бизнеса — предельно грамотно и объективно определиться со своими потребностями, сформулировать запрос, понять степень его устойчивости «в пространстве и во времени», обозначить параметры финансово-экономических и социальных условий его приобретения и взять на себя обязательства «выкупа» данного заказа. Выпускники вузов должны не только ощущать возможность, но и иметь гарантии трудо­устройства. 

Задачи и обязанности вузов — быть в состоянии подготовить выпускников с квалификацией, соответствующей заказу бизнеса и времени, реагируя на динамику изменений запроса во временных рамках процесса подготовки; гарантировать качество подготовки выпускников в соответствии со спросом, в установленные сроки. И тут очень важен статус, положение профессуры и ее возможность влиять на научно-образовательные процессы в вузе.

Необходимо априори оговорить все «правила игры», обеспечить устойчивые связи и взаимодействие трех основных сторон с гарантированной обратной связью и оперативным коррелирующим реагированием на изменяющиеся обстоятельства. Словом, должна быть живая, динамичная и управляемая система. 

В контексте новой модели становится важным и внедрение системы сертификации для оценки качества профессио­нального образования. Та система, которая есть, нуждается в развитии, расширении, укреплении и наполнении некоторыми жизнеобеспечивающими элементами. И главный такой элемент — это предельно максимальное участие действительно заинтересованных заказчиков, и прежде всего частных, независимых. Я очень надеюсь, что нам удастся избежать «кампанейщины», что это, как некогда говаривал классик, «всерьез и надолго».

Источник информации: Журнал "Эксперт Сибири", №49(435)