МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
для магистратуры по направлению подготовки "Журналистика"
(магистерская программа «Отраслевое и тематическое телевидение»)
(Выпуск 2016 г.)
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Методологические рекомендации по теоретико-методологическому циклу (теория журналистики и функционирования СМИ, методология исследований в сфере СМИ, история и теория телевидения)
При ответе на экзаменационные вопросы первого цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:
теории журналистики, функционирования СМИ и иных средств массовых коммуникаций в России и в мире; особенности функционирования телевидения в условиях развития интернета, сетевых СМИ и социальных сетей;
методов научных исследований в сфере любых средств массовой коммуникации;
теории телевидения (в разных его ипостасях - технологической, общественной, политической, коммерческой, культурологической, собственно творческой, в первую очередь - журналистской);
главных свойств телевидения, признаков тотальности телевидения, телевизионных образов, фантомообразующих свойств телевидения, позитивных и негативных качеств телевидения; конвергенции журналистики и СМИ;
медиаверы и карнавальности телевидения, отражения национальных интересов в СМИ, места журналистики в обществе;
основных концепций массовой коммуникации и основных теорий:
П. Лазерсфельда, Л. Фестингера, Э. Роджерса, Э. Ноэль-Нойман, идей М. Маклюэна, функционального анализа Р. Мертона;
основных проблем и коллизий, связанных с функционированием современных СМИ (свобода и ответственность СМИ, конфликты интересов, правовые аспекты функционирования СМИ, сущность и конкретные нормы профессиональной этики и пр.);
основных этапов и тенденций развития мирового и отечественного телепроизводства и телевещания – от становления советского телевидения – до его современного состояния, специфику работы телевидения в системе западной модели демократии, роль теледебатов в выборах;
информационной и общественной моделей телевидения;
функции телевидения и жанровую структуру и форматы в соответствии с этими функциями;
отличительных черт игрового и неигрового телевизионного фильма,
теории кино- и телепроизводства во всех его составляющих – продюсирования, теледраматургии, телережиссуры и тележурналистики.
Методологические рекомендации по теоретико-методологическому циклу (информационное телевидение, журналистика, телевизионная журналистика, теория сценарного дела, телережиссуры, видеосъемки)
При ответе на экзаменационные вопросы второго цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:
теоретических основ практической, творческой и организационной деятельности в области журналистики вообще и телевизионной журналистики в частности, создания литературных и режиссерских сценариев, телевизионной режиссуры (включая режиссуру документального и игрового кино), продюсирования телевизионных программ и телевизионных проектов на разных этапах, операторской работы в различных условиях и при реализации телепроектов разной жанровой и тематической направленности, а также всех видов монтажа и озвучивания;
концептуальных основ вещательной политики телеканала и типологии вещательных каналов, понятия формата вещания, вещательной концепции канала, контента вещания и типологии программного продукта, целевой аудитории, а также способов ее исследования; рейтинга и доли единицы контента, рейтинга и доли канала, значение рейтинга и доли в условиях межканальной конкуренции;
бренда телеканала, экономики и программной политики, процесса создания телевизионной программы и этапов программирования: прогнозирование, перспективное и календарное планирование; методов программирования, сетки вещания, особенностей программирования в сетевом телевизионном вещании, специфики программирования регионального и местного телевидения;
современных способов телевещания, современных способов потребления телевизионного контента на различных типах устройств (платформ); цифрового телевизионного вещания и принципы пакетирования контента;
законы телережиссуры, драматургическую основу телепродукта, работу режиссера с драматургическими конструкциями, режиссуру научно-популярного телевидения;
коммерческих, производственных и творческих составляющих продюсерской деятельности;
роли и места продюсера в современном телевизионном процессе, функциональных обязанностей, прав и ответственности продюсера;
формирования затрат на производство аудиовизуальной продукции в современных экономических условиях, современных методов продвижения аудиовизуальных произведений;
исключительных, неисключительных и смежных прав;
комплекса работ, проводимых продюсером в предсъемочный период и направленных на оптимизацию издержек производства.
Литература для подготовки к государственному экзамену
Флинта: Наука, 2008
Флинта: Наука, 2006
Реглант, 2005
Вопросы к государственному экзамену
1. Научные открытия и технические изобретения, предопределившие пути создания и развития телевидения
2. Опытный период в создании телевидения в СССР и его значение для дальнейшего развития телевидения
3. Телевидение середины 50-х – середины 60-х годов. Формирование основных тематических направлений, форматы и жанры
4. Телевизионный игровой кинематограф: от многосерийности – к сериалам
5. Телеигра: история возникновения на отечественном ТВ, телевизионные игры 70-х-80-х годов и современные игровые форматы телевидения
6. Теледокументалистика советского периода. Документальные циклы периода 60-х- 70-х годов
7. Документалистика 70-х – 80-х годов
8. Телевизионная информация как одно из основных направлений телевещания: возникновение и историческая трансформация
9. Телетеатр: история возникновения и причины его утраты. Выдающиеся режиссеры телетеатра и их произведения
10. Советское государство и телевидение в основные периоды его развития: постановления Сов.Мин. СССР 1951 г., ЦК КПСС 1960 и 1970 гг.
11. Телевидение 70-х – первой половины 80-х годов: политическая и творческая составляющие телевещания
12. Создание в СССР системы телевещания доступной на всей территории страны. Решение технических, организационных, социальных и политических задач
13. Телевидение как инструмент демократизации общества во второй половине 80-х годов
14. Реформы информационного вещания в конце 80-х – начале 90-х годов
15. Создание Российского телевидения и его роль в формировании общественного мнения в новой России. Современная система ВГТРК
16. Структура современной системы телевизионного вещания в России
17. Феномен телевидения. Телевидение как вещь в себе
18. Телевидение и когнитивный диссонанс. Телевидение и этический и эстетический диссонансы
19. Телевидение как общественное явление и институт
20. Телевидение и иные средства массовой информации
21. Определение телевидения в теоретических концепциях разных авторов
22. Телевидение как политический ресурс
23. Телевидение как социальный и политический феномен
24. Правовые и моральные проблемы функционирования СМИ и телевидения
26. Главные качества телевидения и телеобразы
27. Программность телевидения
28. Телевидение и феномен свободы телеаудитории
29. Телевидение как аудиовизуальное средство массовой информации
30. Тотальность телевидения
31. Массовая культура и телевидение
35. Трансформация журналистских жанров на телевидении
36. Телеформаты (виды и жанры телепередач). Классификация телеформатов
39. Телевидение (телепроизводство) как творчество
40. Телевидение как постклассическое и предсетевое СМИ
41. Телевидение в эпоху Интернета, сетевых СМИ и социальных сетей
42. Телекритика: основные понятия, история развития в России и традиции, основные жанры.
43. Проблематика современной российской телекритики. Творчество ведущих российских телекритиков (на выбор).
44. Телевидение, как инструмент критики.
45. Концептуальные основы вещательной политики телеканала и его программная концепция
46. Типология вещательных каналов. Понятие формата вещания
47. Задачи и способы классификации телевизионного контента
48. Задачи телевизионного программирования. Основные этапы программирования
49. Методы программирования
50. Сетка вещания и приемы вёрстки контента
51. Особенности программирования в сетевом телевизионном вещании. Специфика программирования регионального и местного телевидения
52. Основные модели поведения телеаудитории и использование данных социологических медиаизмерений в телепрограммировании
53. Современные способы телевещания. Телевидение в Интернете
54. Современные способы потребления телевизионного контента на различных типах устройств (платформы). Особенности организации контента
55. Современное состояние процесса цифровизации в России
56. Функции, права и обязанности продюсера в процессе производства и реализации аудиовизуальной продукции
57. Порядок и методы определения временных параметров работы над телевизионным проектом. Календарно-постановочный план
58. Порядок и методы определения затрат на производство аудиовизуальной продукции. Структура сметной калькуляции фильма. Производственные и коммерческие расходы продюсера
59. Источники финансовых средств, необходимых для создания аудиовизуального произведения. Взаимоотношения с различными организациями, участвующими в финансировании создания фильма
60. Разработка эффективной рекламной кампании. Некоммерческие формы работы над фильмом. Менеджмент фестивального бизнеса
61. Организационно-правовые условия производства аудиовизуального продукта. Авторские и смежные права
62. Спортивная тележурналистика
63. Деловая и экономическая тележурналистика
64. Развлекательная тележурналистика
65. Экологическая тележурналистика
66. Политическая тележурналистика
67. Религиозная тематика на телевидении.
68. Научная журналистика на телевидении.