Коллекции\Этнографический музей - Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • Портал КФУ \ Университет и общество \ Музеи \ Этнографический музей
Коллекции

За послевоенный период значительно пополнилась русская коллекция, характеризующая традиционную культуру русского населения Среднего Поволжья. Большая коллекция бытовых вещей была привезена в 1957 г. Е.П.Бусыгиным и Н.В.Зориным из Присурских районов Чувашской республики. Это различные сарафаны (косо-клинные, прямые или московские и сарафаны с лифом), женские и мужские рубахи, головные уборы (платки, шали, кокошники), обувь (карпетки, ботинки, лапти, коты, сапоги и др.), кофты и юбки и другие предметы, бытовавшие в крестьянской среде на рубеже XIX - XX столетия.

Особенно интересна коллекция домотканных материалов (свыше 150 образцов), собранная в различных районах Среднего Поволжья. Почти ежегодно музей пополнялся различными видами прялок и самопрялок, деталями ткацких станков, сельскохозяйственными орудиями (цепы, сошники), домашней деревянной утварью (чашки, блюда, солоницы). Из с. Русский Шуган (Татарстан) привезен макет сабана, изготовленного колхозником И.Н.Дуваловым. Значительный интерес представляют образцы долотных и пропильных украшений, "нашитых" на специальные доски. Узоры резных украшений разнообразны. Это грозди винограда, цветы, зооморфные и антропоморфные мотивы. Из с. Фролова (Татарстан) в 1963 г. привезена доска с нашитыми на нее пропильными украшениями с барельефной деталировкой рисунка, что делает её похожей на глухую долотную резьбу. Такая резьба широко была распространена на территории Среднего Поволжья во второй половине XIX в.

Собранные в течение многих лет в различных районах Поволжья бытовые предметы свидетельствуют о сложности формирования русского населения на территории края, приходившего сюда из различных районов страны, а также о значительном влиянии на их культуру и быт местных поволжских народов. Фонды музея пополнились большим количеством рисунков и фотографий, дающих возможность наглядно представить не только традиционную культуру русской поволжской деревни, но и её изменение во второй половине XX столетия.