Археология Среднего Поволжья\Археологический музей - Казанский (Приволжский) федеральный университет
Археология Среднего Поволжья

В середине 1-го тыс. н.э. территория Нижнего Прикамья и Среднего Поволжья характеризуется серьезными переменами в развитии производительных сил, связанными с успехами в развитии земледелия, домашнего скотоводства, а также ремесел. Одним из крупных достижений в хозяйстве населения рассматриваемого региона было распространение пашенного земледелия с применением железных ральников. Среди ремесел получили развитие новые технологии обработки железа.

Родовой строй изживал себя, уступая место новым отношениям. В обстановке бурных событий "эпохи великого переселения народов" серьезно изменяется этническая карта региона. В местную среду Прикамья и Среднего Поволжья проникли пришлые племена. В середине и второй половине 1 тыс. н.э. в области Волго-Вятского междуречья по Нижней Ветлуге и прилегающих частях р. Волги складывались древнемарийские племена, в западной части Среднего Поволжья формировалась древняя мордва. В левобережье р. Вятки в бассейне р. Чепцы во второй половине 1 тыс. н.э. сложилась поломская культура, верховьях реки Камы - ломоватовская, в бассейне р. Ирень - неволинская, на нижней Белой - кушнаренковская, турбаслинская и бахмутинская.

Территория от Средней Суры - на западе, до низовьев реки Белой на востоке, от правого берега реки Камы - на севере до Самарской Луки - на юге с IV по VII вв. н.э. была занята племенами именьковской культуры. Своё название она получила по первому наиболее полно изученному городищу у с. Именьково Лаишевского района РТ.

В настоящее время зафиксировано более четырехсот именьковских памятников, представленных городищами, селищами, могильниками и отдельными местонахождениями. Наибольшее количество именьковских памятников сосредоточено на территории Нижней Камы и прилегающих частях Волги.

Поселения именьковской культуры обычно располагаются группами, включающими иной раз по два городища и пять-шесть селищ. Такое расположение поселений, по-видимому, отражает сложные общественные отношения носителей именьковской культуры. Наиболее вероятно, что каждое из селищ оставлено сильно разросшейся патриархальной семьей - патронимией. Группа поселений могла быть связанной с родом.

Одним из основных видов памятников именьковской культуры являются городища, обычно занимающие мысы коренных террас. Племена именьковской культуры использовали городища раннего железного века ананьинской и азелинской культур (Троицко-Урайское I, Именьковское I, Кирюшкин городок и др.). С напольной стороны основная часть городищ ограждалась одним или несколькими валами и рвами.

При исследовании поселений именьковской культуры выявлены остатки жилищ, сыродутных горнов для получения железа, мастерских для плавки меди и бронзы, изготовления посуды и другие объекты.

Погребальный обряд населения характеризуется сжиганием умерших в полном одеянии на стороне, помещением остатков кремации в небольшие ямы, наличием в погребениях глиняных сосудов. Судя по остаткам, жженные кости из погребальных костров, а также вещи, побывавшие в огне, выбирались и ссыпались в могильную яму. На некоторых могильниках отмечены и случаи погребения с трупоположением, что говорит о контактах с населением других культур.

Вещевые материалы с памятников именьковского круга представлены остатками орудий труда, оружия, украшений, принадлежностей костюма и керамикой. Наибольшее количество находок составляет керамика, включающая глиняную посуду, лепные фигурки людей и животных, пряслица и другие предметы. Глиняная посуда в основном готовилась от руки.

Следует отметить находки десятков железных слабо изогнутых серпов с перпендикулярно загнутыми пяточками. На рабочем крае многих находок заметны следы зарубок. Данные формы серпов уходят истоками в эпоху бронзы Западной Европы. Близкие типы серпов зафиксированы на скифских, милоградских и юхновских памятниках, а также на зарубинецких, постзарубинецких памятниках и памятниках черняховской культуры.

Именьковские племена первыми в Среднем Поволжье перешли к пашенному земледелию с применением плугов с железными наконечниками - ральниками. На ряде поселений именьковской культуры найдены остатки зерна. Анализы этих находок показали, что изучаемое население высевало пшеницу, рожь, просо, овес, ячмень, горох. Уборка урожая велась железными серпами, а также косами-горбушами. Зерно хранилось в ямах-кладовках. Для размола зерна использовались ручные жернова. Обломки или целые жернова обнаружены на каждом поселении, подвергнутом значительным раскопкам.

Второй не менее важной отраслью хозяйственной жизни племен именьковской культуры было домашнее скотоводство. Анализы костей животных, найденных в культурных слоях поселений показывает, что большинство остатков животных принадлежит домашним :видам.

Особое внимание исследователей, занимающихся материалами именьковской культуры, привлекает богатый и разнообразный вещевой материал, отражающий развитие железообрабатывающего производства. Металлографические анализы именьковских железных изделий показывают использование древними мастерами приемов многослойной кузнечной сварки, технологии наварки стального лезвия на железную основу с последующей термообработкой. По сравнению с предшествующими племенами на Нижней Каме носители именьковской культуры произвели серьезный сдвиг в развитии и обработке железных изделий.

Археологи отмечают, что земледелие у племен Прикамья развивается под влиянием именьковской культуры. В этом отношении убедительны находки железных слабо изогнутых серпов с перпендикулярно загнутами пяточками, обнаруженных в погребениях Покровского и Петропавловского могильников. Первый из них относится к мазунинской культуре, второй - к верхнеутчанской.

Носители именьковской культуры активно контактировали с племенами турбаслинской культуры. Возможно, что какие-то группы именьковского населения, ушедшего на северо-восток своей территории (в низовья реки Белой), вливались в общины турбаслинских племен. Это хорошо подтверждают материалы Кушнаренковского могильника в низовьях реки Белой. Основная часть погребений этого могильника совершена по обряду ингумации, сопровождалась вещами (украшениями, принадлежностями костюма), остатками коней (череп и кости ног). Два погребения могильника совершены по обряду кремации. Остатки сожжения, как и на многих именьковских могильниках, были ссыпаны в небольшие ямы.

В то же время отдельные группы верхнекамского населения уходили в районы расселения именьковских племен и сливались с ними. Так, например, находки керамики кушнаренковского типа были найдены на именьковских поселениях Нижней Камы (Тат-Сунчелеевское городище, I Щербетьское островное селище).

На Нижней Каме и прилегающих частях Волги исследованы захоронения, близкие по обряду и вещам погребениям турбаслинской культуры (погребение у с. Новоселки на р. Свияге в Буинском районе, у с. Полянки в Спасском районе Татарстана, на могильнике именьковской культуры у с.Ташкирмень Лаишевского района в низовьях р.Меши, V Маклашеевском могильнике, Коминтерновском II могильнике в низовьях р.Дхтай). Рассматриваемые захоронения совершались обычно в глубоких ямах, характеризуются положением умерших головами на север. В засыпи некоторых захоронений встречаются остатки коней (черепа и кости нижнего отдела конечностей).

В могильных ямах обнаружено большое количество украшений и принадлежностей костюма, конской сбруи, оружия, а также типично именьковская керамика - плоскодонные лепные сосуды. На наш взгляд, какая-то группа турбаслинского населения продвинулась на запад и влилась в среду именьковского населения и в ней растворилась. По-видимому, к этому кругу памятников относятся остатки богатого погребения, найденного в семидесятые годы в низовьях реки Ахтай, сопровождающегося остатками коня (череп и кости нижнего отдела конечностей), остатками литых серебряных широких накладок и наконечников пояса геральдического стиля с прорезями, аналогичных находкам из Арцыбашевских курганов, железным мечом, стременем с длинной пластиной, плоской подножкой и другими предметами, относящимися к концу VII в.

В последние годы большинство исследователей связывает происхождение рассматриваемой культуры с носителями культур Поднепровья и Северного Причерноморья - пшеворской, зарубинецкой, черняховской. Археологически сходство проявляется в конструкции и планировке жилищ, в керамике, погребальном обряде, связанном с кремацией и помещением ее остатков в небольшие ямы; хозяйственном комплексе, включающем пашенное земледелие и домашнее скотоводство. После походов гуннов прекратила существование черняховская культура. Часть ее носителей ушла на восток. Могильники и поселения, близкие именьковским, зафиксированы в последние годы в левобережье р. Дон.

По мнению ряда исследователей, население именьковской культуры отошло в VII в. на запад в днепро-донецкое междуречье и явилось основой волынцевской культуры. В отношении этнической принадлежности носителей именьковской культуры ныне большинство специалистов считает их протославянами.