Археология Среднего Поволжья\Археологический музей - Казанский (Приволжский) федеральный университет
Археология Среднего Поволжья

Ананьинская культура.

Начало эпохи раннего железного века по территории республики Татарстан относится к рубежу IX-VIII в. до н. э. Наиболее яркой археологической культурой этого времени является ананьинская. Название "ананьинская" она получила по впервые открытому и широко исследованному могильнику, расположенному у д. Ананьино неподалеку от города Елабуга по правому берегу реки Камы.

Происхождение племен, обитающих в это время, большинство исследователей связывает с местным населением эпохи бронзы. Однако до настоящего времени этот вопрос остается предметом дискуссии и требует дальнейшего изучения.

Наиболее ранние памятники ананьинской культуры характеризуются неукрепленными поселениями, расположенными как на высоких, так и на низких берегах крупных рек и грунтовыми могильниками с рядовым расположением. К VII в. до н. э. почти все поселения переносятся на высокие берега рек и огораживаются искусственными укреплениями - валами и рвами.

При раскопках поселения были обнаружены остатки жилых и хозяйственных построек, бронзолитейных мастерских. Среди находок преобладают фрагменты глиняной посуды, орнаментированной ямками разной формы вдавлениями, оттисками гребенчатого штампа и шнура.          

Однойиз особенностей западных районов ананьинской культуры является наличие "текстильной" керамики, что свидетельствует о присутствии здесь выходцев населения, обитавшего в Волго-Окском регионе. Могильники также встречаются по обоим берегам крупных рек, часто у мест впадения в них небольших притоков. Погребенные, в большинстве случаев, располагались в вытянутом положении, на спине, но встречаются также частичные, вторичные погребения и кенотафы. Нередко в погребальном обряде фиксируются следы огня. На некоторых могильниках были обнаружены поминальные каменные изваяния, которые в некоторых случаях имеют изображения боевого оружия: секиры и кинжала.

 

Сопровождающий погребенных инвентарь в основном представлен бронзовыми топорами - кельтами, бронзовыми наконечниками копий и стрел, среди которых часто встречаются железные экземпляры, бронзовые и каменные украшения одежды, предметы быта и домашней утвари.

Судя по материалам раскопок на рубеже VII - VI вв до н. э. на территории Среднего Поволжья из областей Северного и центрального Предуралья проникают новые группы населения. Это сильно повлияло на облик материальной культуры местного населения.

 

Появляются новые формы сосудов со своеобразной сложно-шнуровой орнаментацией, новые формы кельтов. 
Скорее всего, с приходом нового населения следует связать находки ярко выраженных монголоидных черепов в могильниках этого времени (Луговском, Ананьинском, Котловском).

Материальные остатки, обнаруженные при раскопках, свидетельствуют, что основным источником существования населения ананьинского времени на территории РТ были охота и рыболовство. Видимо сезонный характер носило скотоводство. Достоверных свидетельств о наличии земледелия у нас нет.

Имеются некоторые данные о древних верованиях местных племен. Есть основания предполагать, что на территории РТ в раннем железном веке сосуществовали две основные культовые традиции, имеющие разные истоки.Одна из них тесно связана с южным (иранским и кавказским) миром, о чем свидетельствуют находки предметов, характерных для этих областей. Другая линия восходит к системе ранних шаманских культов, характерных для обитателей лесотаежной зоны.

Загадочной, в некоторой степени, оказались судьба местных племен. Уже в VII в. до н. э., судя по археологическим материалам, наблюдается отток населения. К V в. до н. э. районы Приказанского Поволжья и приустьевой части р. Кама оказываются запустевшими полностью, а к IV в. до н. э. население покидает и восточные районы региона. Скорее всего это следует связывать со все более учащающимися набегами южных соседей: скифов и савроматов с целью захвата добычи.     

Большинством исследователей принято считать, что население ананьинского времени сыграло основную роль в генезисе современных финно-язычных народов Поволжья и Прикамья.