Выступление ректора КФУ Ильшата Гафурова на «Форуме действий» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»
Уважаемые участники Форума, уважаемые коллеги!
В нашей системе образования есть первые заметные признаки её структурирования, на основе определения эффективности, основных задач и статуса вузов. Этот процесс нашёл выражение в выделении двух вузов общенационального значения с особым статусом – МГУ и Санкт-Петербургского университета, создании девяти федеральных и 29-ти национальных исследовательских университетов, а также отборе 15-ти вузов, которые должны в форсированном режиме повысить свою международную конкурентоспособность.
Сегодня, когда мы ставим вопрос о достижениях вуза, необходимо учитывать его модель и особенности. Они во многом определяют траекторию движения учебного заведения. Это наглядно прослеживается на примере Казанского федерального университета. Он – как и большинство вузов федерального статуса – образован на базе классических учебных заведений, причём в состав КФУ вошли два крупнейших педагогических вуза Татарстана, что возлагает на нас особую ответственность за качественное улучшение школьного дела в нашей республике и в Приволжском федеральном округе.
Вместе с тем, наш университет оказался в числе 15-ти вузов – победителей открытого конкурса на право получения субсидии с целью повышения международной конкурентоспособности, который был объявлен в рамках реализации положений Указа Президента России от 7-го мая 2012-го года.
Поэтому мы сейчас практически реализуем две программы – Программу развития КФУ на 2010-й – 2019-й годы, одобренную распоряжением Правительства России 13-го сентября 2010-го года, и Программу повышения конкурентоспособности Казанского федерального университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-й – 2020-й годы (т.н. «дорожная карта»). Наша «дорожная карта» в конце октября этого года получила одобрение – по итогам весьма жёсткой, надо сказать, процедуры защиты – на заседании международного совета отраслевого министерства, где присутствовали ведущие учёные, эксперты, ректоры наиболее значимых мировых вузов.
Должен подчеркнуть, что Программа развития создаёт прочную базу для осуществления всех других наших программ и проектов. Благодаря ей мы создали мощную приборно-лабораторную базу. Достаточно сказать, что введено в строй или модернизировано свыше 130-ти лабораторий научного и образовательного предназначения, оснащённых новейшим, а в ряде случаев уникальным оборудованием. Это позволило нам наладить стратегическое партнёрство с ведущими производителями, среди которых «КАМАЗ», «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», «ТНГ-Групп», «Татхимфармпрепараты», «Лукойл», Schlumberger, Samsung Group, Hewlett-Packard, Microsoft Corporation, Ford Motor Company и другие компании.
С некоторыми из них реализованы поддержанные грантами по 218-му постановлению проекты, общая стоимость которых за три года превысила один миллиард двести миллионов рублей, из них половина – государственные субсидии.
Могу сказать, что вместе с «Нижнекамскнефтехим» мы наладили в Менделеевске выпуск высокоэффективных катализаторов для производства синтетического изопренового каучука. В рамках кооперации с «ТНГ-Групп» в КФУ образован Центр обработки геофизических данных, созданы приборы для повышения эффективности разведки и освоения залежей нефти и газа. На «Тасме» запущено производство фотоэмульсии для космоса и медицины.
С «Нижнекамскнефтехим» и «ТНГ-Групп», – последняя, как известно, является крупнейшей российской компанией в области нефтегазового сервиса, – проекты будут продолжены до 2016-го года (600 млн. руб. и свыше 1-го млрд. руб. соответственно).
Мы также выиграли конкурс на участие в федеральной программе «Фарма-2020», с целью создания инфраструктуры для медико-биологических, фармацевтических исследований и опытного производства для разработки инновационных лекарственных средств и субстанций. Стратегическим партнёром в этом проекте является компания «Татхимфармпрепараты».
На заседании Совета директоров «Татнефтехиминвестхолдинга» с участием Президента Татарстана Р.Н. Минниханова, которое проходило в КФУ в конце минувшего года, мы предложили комплексную программу взаимовыгодного сотрудничества с промышленными предприятиями. Она включает создание системы подготовки специалистов для предприятий, проведение НИОКР по их заданиям, другие позиции.
Программа получила одобрение и со стороны Совета Ассоциации предприятий и предпринимателей Татарстана.
Мы уже приступили к ее реализации, причем – хочу отметить – программа включает сотрудничество не только с республиканскими и российскими предприятиями, но также и с рядом зарубежных, международных компаний.
В Казахстане с известной сервисной компанией «Каспиан Энэрджи Рисёрч» мы учредили малое предприятие «Каспиан Интегрейтед Технолоджи», которое будет заниматься научным сопровождением разведки нефтегазовых месторождений. Весной 2012-го года во время визита в Казань делегации РИКЕН – ведущего физико-химического исследовательского центра Японии – был открыт совместный научно-лабораторный комплекс.
Осенью этого года мы создали научно-исследовательскую лабораторию нейробиологии на базе нашего Института фундаментальной медицины и биологии. Лаборатория образована в рамках новой организационной формы – по итогам получения нашим университетом т.н. мегагранта согласно постановлению Правительства России № 220. Возглавил лабораторию Рустем Нариманович Хазипов, директор исследований Академии медицинских наук Франции, зав. лабораторией в Институте нейробиологии Средиземноморья (Марсель).
Кроме того, мы открыли совместно с компанией «Аджилент» – мировым лидером контрольно-измерительного оборудования – учебно-научную лабораторию систем автоматизированного проектирования. Она станет центром создания наукоёмких технологий, остро востребованных профильными предприятиями госкорпорации «Ростех», с которой буквально завтра предстоит подписание договора о сотрудничестве.
В рамках выполнения своих обязательств обеспечить масштабное повышение квалификации кадров для инновационного развития региона мы развернули на базе нашего университета работу филиала Корпоративного университета Сбербанка России. Только за девять месяцев текущего года в нём прошли обучение около пяти тысяч слушателей. За этот же период в нашей Высшей школе госмуниципального управления обучались более трёх тысяч госслужащих, а программы Приволжского центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования освоили свыше пяти тысяч школьных учителей.
Можно было бы продолжить характеристику направлений реализации нашей Программы развития, но здесь важно подчеркнуть, что в ряде случаев возникают объективные сложности в сочетании Программы развития и Программы повышения конкурентоспособности. Сложность состоит в том, что Программа развития нацелена на массовую подготовку кадров для различных отраслей народного хозяйства на уровне бакалавров. С другой стороны, в «дорожной карте» сделан упор на модель исследовательского университета и на преимущественную подготовку магистрантов и аспирантов.
В сходном положении с нами находятся ещё два федеральных университета (Дальневосточный и Уральский), которые представлены в числе 15-ти вузов, реализующих свои «дорожные карты». Основной костяк этой группы вузов составляют национальные исследовательские университеты, образованные на базе технических учебных заведений, а также те вузы, у которых ярко выражена отраслевая составляющая.
Полагаю, что структурирование высшей школы следует продолжить за счёт дифференциации вузов по их основному функционалу: преимущественно образовательные, основная задача которых – подготовка бакалавров, а также исследовательские, где сосредоточена подготовка магистров и аспирантов; могут быть и некоторые иные основания для дифференциации.
При этом должна быть, на мой взгляд, выстроена своего рода вертикаль университетов, что позволит им более чётко осознать, какое место они занимают в образовательном комплексе и как им расставить приоритеты. В любом случае, если мы хотим решить поставленную в программных статьях Владимира Владимировича Путина задачу превратить ведущие университеты в решающую силу инновационной экономики и новой индустриализации, нужно сконцентрировать в них исследовательскую работу и предоставить им право заниматься и предпринимательской деятельностью с целью пополнения необходимых ресурсов для развития.
Конечно, под предпринимательской деятельностью вуза я имею в виду прибыль от своих научных исследований и возможность участвовать с топовыми компаниями в проектах частно-государственного партнёрства.
Нужно начать хотя бы с того, чтобы в отношении федеральных университетов, особенно тех, кто одновременно решает задачи повышения международной конкурентоспособности, применить льготирование в налогообложении. А то получается так, что мы в этой области находимся в положении бизнес-структур: КФУ в своём районе Казани является основным налогоплательщиком, а наш филиал в Набережных Челнах, где в основном сконцентрирована наша инженерная составляющая, входит в первую пятёрку налогоплательщиков, наряду с таким промышленным гигантом, как КАМАЗ.
Что нас ещё сдерживает в развитии? Обобщённо говоря, у федерального университета нет должной степени свободы действий. Не улучшил, а в чём-то даже усугубил ситуацию новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, который вступил в силу 1-го сентября этого года. По сути дела, он препятствует нашему гибкому реагированию на быстро меняющуюся конъюнктуру рынка труда.
Согласно пункту «8» Статьи 92-й «Государственная аккредитация образовательной деятельности», программы могут быть аккредитованы при наличии обучающихся, завершающих обучение по этим программам в текущем учебном году. Соответственно, набирая студентов на востребованные направления подготовки, мы теперь не имеем бюджетных мест на протяжении нескольких лет их обучения. К примеру, мы вернули в Казанский университет медицину и в прошлом году у нас были под это бюджетные места. Новый Закон об образовании лишил нас такой возможности.
Равным образом, сдерживающим фактором является для нас положение постановления Правительства от 3-го апреля 2008-го года №234, согласно которому до 2016-го года введён мораторий на привлечение инвестиций в недвижимость и земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.
Мы за эти земли платим налоги, но не можем их эффективно использовать. Мы либо должны продолжать нести непосильное налоговое бремя и сохранить землю, либо избавиться от неё, лишая себя возможности развиваться в будущем. Такая ситуация складывается у многих.
Также есть ограничения, связанные с конкурсными процедурами, тендером, так как нередко преимущество получают демпингующие компании, которые не могут нам обеспечить нужное качество.
Кроме того, законодательство не предусматривает разрешительных мер для регионов и муниципальных образований напрямую финансировать федеральные университеты, хотя они заинтересованы во многих совместных проектах, в частности, создании межрегиональных образовательных центров по работе с одарёнными детьми и молодёжью и малых университетов, т.е. филиалов довузовского образования федеральных университетов на своих территориях.
Было бы также целесообразно предусмотреть определённые меры законодательного порядка, с тем, чтобы каким то образом мотивировать бизнес-структуры вкладываться в развитие вузов, без чего всерьёз не приходится говорить об их динамичном инновационном развитии.
В соответствии с действующим налоговым законодательством (гл. 25 НК РФ) спонсорские средства на поддержку вузов относятся после уплаты налогов на чистую прибыль компании, что делает подобную практику весьма невыгодной для бизнеса. Назрел вопрос об упрощении порядка налогообложения средств сторонних организаций, направляемых на развитие университетов, в том числе – освобождение от налога на прибыль.
Несколько слов хотелось бы сказать о сплочённости студенческого коллектива, что является, несомненно, одним из условий всестороннего развития вуза. Это имеет особое значение для Казанского федерального университета, где учатся порядка 25 % всех студентов-иностранцев Татарстана и представлены молодые люди почти из всех субъектов Федерации.
В связи с этим мы создали при КФУ Межрегиональный центр экспертиз, а также Центр медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма. Эти, а также и другие наши структуры сочетают научное изучение проблем межэтнических и межконфессиональных отношений с подготовкой специалистов-практиков, содействуют работе с землячествами.
Мы активно вовлекаем всех наших студентов в общевузовские мероприятия, которые способствуют формированию таких качеств, как гражданская ответственность и толерантность. Это приобретает особую актуальность на фоне последних событий, произошедших в Татарстане (теракты в отношении руководителей мусульманской общины; попытки подрыва магистральных газопроводов; серия поджогов сельских церквей и др.)
Университет обладает большим опытом в области патриотического воспитания, в основу идеологии которого, по моему убеждению, должна быть положена идея работы на общее дело. В частности, в 2013-м году был успешно реализован патриотический проект всероссийского масштаба, посвящённый семидесятилетию Сталинградской битвы. Курировал проект заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Олегович Рогозин, а его организаторами – наряду с нашим университетом – явились Российский союз ректоров и Министерство обороны. В финальной части проекта приняли участие свыше 50-ти ведущих вузов страны.
Широкий отклик у студенчества университета вызвали события, связанные с наводнением в Хабаровском крае. Был организован сбор вещей и средств для пострадавших, в котором приняли участие все без исключения наши учебно-научные подразделения. А в середине декабря у нас состоится поминальная акция в память жертв авиакатастрофы в Казанском аэропорту, где погибло немало людей, связанных с университетом. Сами студенты вышли с инициативой объявить конкурс на памятник погибшим, который предполагается установить в одном из скверов вблизи аэропорта, и сами же они взялись за сбор средств на такой монумент.
Важную роль в деле формирования у студентов культурно-исторической и национальной идентичности играет совместная работа университета с Республиканским фондом, направленная на возрождение памятных мест двух основных традиционных религий нашего края. В археологических раскопках исторических памятников – древнего города Болгар и острова-града Свияжск – задействованы не только историки и археологи, в научном сопровождении программы используются новейшие технологии и достижения в области естественных наук – химии, физики, геологии, биологии, генетики, геоинформационных систем и так далее. В общей сложности в этом проекте участвуют до трёхсот студентов многих институтов университета.
В целом же хочу подчеркнуть, что в основе действия университета, обладающего федеральным статусом, должна лежать чётко сформулированная система заданий учредителя, а сам университет призван стать реальным инновационным технологическим драйвером региона. Спасибо!