Начало работы международной исследовательской группы по разностороннему изучению профессиональных качеств педагогов было озвучено на III Международном форуме по педагогическому образованию, прошедшем в конце мая в Казанском федеральном университете.
С российской стороны в исследовании принимают участие ученые Института психологии и образования КФУ. Исследовательскую группу Университета Глазго (Великобритания) возглавляют заместитель директора Высшей школы образования этого университета Мойра Боланд и Марджери МакМахон, директор Британской исследовательской и образовательной группы по профессиональному обучению и лидерству в образовании. Португалия представлена Международной ассоциацией исследований в области педагогического образования и обучения во главе с доктором наук, доцентом Университета Минью (Португалия) Марией Флорес.
Суть совместной международной научной работы заключается в изучении профессиональных качеств учителя в странах-участниках исследования, а также профессиональных стандартов педагогического образования и профессии учителя в этих странах, внешних и внутренних факторов, определяющих содержание профессиональных стандартов в разных странах. На основе результатов проведенных исследований ученые должны приступить к разработке именно тех образовательных программ для подготовки новых поколений учителей, которые бы полностью соответствовали требованиям скорректированной системы профессиональных стандартов с учетом особенностей развития и функционирования каждой страны.
Как рассказала Мария Флорес, несмотря на явную схожесть проблем систем подготовки учителя в странах мира, в каждой стране содержание педагогической подготовки и профессиональные требования будут отличаться.
«В первую очередь, нужно понять, каким мы хотим видеть учителя, кто такой «учитель», какие задачи он должен перед собой ставить и насколько это согласуется в общей стратегией развития общества и государства», – отмечает исследователь из Португалии.
С ней соглашается и Марджери Макмахон. Она подчеркнула, что эти исследования в дальнейшем помогут разработать мультинациональные стандарты подготовки учителя, где будут отражены самые актуальные и самые важные требования к профессиональным качествам учителя.
«Хочу особо выделить, что наши исследования направлены на то, чтобы помочь как учителям старой формации, так и новым поколениям учителей стать еще большими профессионалами в своей работе с учащимися всех категорий. Новые профессиональные стандарты позволят конкретизировать самые важные профессиональные качества педагогов на сегодняшний день, что даст возможность разработать образовательные программы, направленные на развитие и закрепление именно этих качеств и навыков. Добавлю, что идеал, к которому мы стремимся, это те профессиональные качества и тот уровень профессионализма, которые должны присутствовать у каждого учителя вне зависимости от его категории, уровня системы образования и направленности его работы. Это то, чего мы хотим достичь», - рассказала она о задачах исследования.
Подчеркнем, что это достаточно сложная задача. Это ярко иллюстрирует такой пример: на сегодняшний день вырабатываемые для учителей школ профессиональные стандарты в Европе не могут применяться для ученых, разрабатывающих образовательные программы и также имеющих педагогическое образование. Как можно заметить, требования к этим категориям работников системы образования разнятся, и разработка профессиональных стандартов здесь требует учета множества самых разных факторов.
Отметим, что подобная работа уже продолжительное время ведется и в Институте психологии и образования КФУ. Профессор ИПО КФУ Роза Валеева и ее коллеги подробно изучают вопрос о развитии и модернизации профессиональных стандартов учителя в России. Проблематику совершенствования системы профессиональных стандартов профессор Валеева уже представляла на нескольких зарубежных международных конференциях, посвященных вопросам педагогического образования. Подобный обмен опытом, безусловно, помогает находить общие точки соприкосновения в решении важных для системы педагогического образования проблем на международном уровне. И вопрос разработки и профессиональных стандартов учителя, вне всяких сомнений, является одной из таких глобальных проблем.