Второй Всероссийский Съезд учителей географии
2-3 ноября 2016 года в городе Москве в Ломоносовском корпусе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова прошел второй Всероссийский съезд учителей географии. В работе съезда принимали участие 174 делегата и около 300 участников со всех субъектов РФ. На съезд учителей географии из Республики Татарстан по квоте Русского географического общества были избраны 3 делегата: Гайсин И.Т. (профессор КФУ), Хабибуллина Э.А. (учитель географии, г. Наб. Челны), Фомин А.Н. ( учитель географии, г.Чистополь).
В первый день работы съезда пленарное заседание открыл ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, академик Садовничий В.А. В своем выступлении он более подробно говорил о роли М.В. Ломоносова в становлении отечественных традиций преподавания географии и развития географического образования в России. Выступили с докладами: Лобжанидзе А.А. - Президент Российской ассоциации учителей географии, заведующий кафедрой экономической и социальной географии, доктор педагогических наук, профессор МПГУ. Он ознакомил с результатами обсуждения основных положений Концепции географического образования в региональных отделениях РАУГ. Кравцов С.С. - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, отметил, что географию для сдачи ЕГЭ выбирают небольшой процент выпускников, в 2016 году ЕГЭ сдали всего около 18 тыс. школьников или 3% участников ЕГЭ. В этом учебном году планируются Всероссийские проверочные работы по географии в 11-х классах на добровольной основе. Касимов Н.С. - Первый Вице-президент РГО, Президент географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАН говорил о работе региональных отделений РГО по обсуждению основных положений данной Концепции.
После пленарного заседания в работе 11 круглых столов проводилось обсуждение по основным положениям проекта Концепции развития географического образования в Российской Федерации: модернизация содержания географического образования, проблемы методики преподавания географии, система дополнительного образования и школьной географии, географическое просвещение и популяризация географии, система оценки качества географического образования и др.
Профессор Гайсин И.Т. принял участие в работе трёх круглых столов по следующим проблемам: «Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и сетевое взаимодействие профессиональных ассоциаций учителей географии» (модераторы: А.А. Лобжанидзе, Э.В. Ким); «Разработка нового стандарта географического образования» (модераторы: В.С. Басюк, В.Д. Сухоруков, М.Б. Иванова); «Роль вузов в организации научно-исследовательской деятельности школьников» (модераторы С.А. Добролюбов, Н.Н. Алексеева).
На втором заключительном дне работы съезда пленарное заседание открыл В.А. Садовничий - ректор МГУ имени М.В. Ломоносова. Перед участниками съезда выступили:
Шойгу С.К. - Президент Русского географического общества, отметил важность участия научного, экспертного и педагогического сообщества в работе над проектом Концепции, роль РГО в популяризации географии в молодёжной среде, напомнил всем делегатом и участникам съезда о проведении 20 ноября 2016 года Всероссийского диктанта по географии, призвал всех принять активное участие в ходе его подготовки и проведении.
Васильева О.Ю. - Министр образования и науки РФ, в своем выступление подчеркнула роль предмета географии в формировании личности и общегражданской идентичности, о необходимости создания в школах хорошо оснащенных кабинетов географии, поддержала инициативу введения обязательного экзамена по географии в 9-х и 11-х классах. После дальнейшего детального обсуждения с педагогическими и родительскими сообществами подчеркнула важность проведения Всероссийских проверочных работ по географии в общеобразовательных учреждениях.
Касимов Н.С. - Первый Вице Президент РГО, академик РАН зачитал резолюцию съезда о принятии Концепции географического образования. По итогам работы делегаты и участники съезда единогласно приняли Концепцию развития географического образования в Российской Федерации.
Гайсин И.Т. д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики географического и экологического образования Института управления, экономики и финансов КФУ