«Просвещаться и развиваться!», - следуя именно такому лозунгу, академическая группа 04.1-605 Института международных отношений, истории и востоковедения, во главе с преподавателем французского языка, доцентом кафедры иностранных языков в сфере международной коммуникации, Галиной Васильевной Матушевской, начала знакомство с импрессионизмом. Если ещё месяц назад отличить среди множества картин работы представителей импрессионизма было для нас задачей не из лёгких, то сейчас, широкие мазки, яркие краски, выход сюжетов “en plein air” и стремление передать мимолётные впечатления в воплощении на полотне реального и изменчивого мира кажутся нам совершенно очевидными признаками.
Начать знакомство с этим направлением в искусстве посчастливилось с французских импрессионистов, с той отправной точки, где impressionisme (от impression – впечатление) зародился, благодаря циклу лекций «Парижский альбом. Имена и адреса» в центре «Эрмитаж-Казань». Мы смогли насладиться не только прекрасной подачей материала об импрессионистах, но и интересными описаниями про известные места и улочки Парижа. Вот какими яркими впечатлениями от лектория поделились Лукина Ксения, Хасанова Карина и Рулева Александра, студенты группы 04.1-605:
«Сказать, что цикл лекций Людмилы Евгеньевны Торшиной «Парижский альбом. Имена и адреса» погрузил нас, студентов, в мир французских художников – импрессионистов - ничего не сказать! Мы не только познакомились с творчеством таких именитых художников как Эдуард Мане, Пьер Огюст Ренуар, Клод Моне, Эдгар Дега, Камиль Писсарро и их известнейшими на весь культурный мир полотнами – «Олимпия», «Бал в Мулен де ла Галетт», «Впечатление, восход солнца», «Голубые танцовщицы», «Бульвар Монмартр в Париже», но и отправились в виртуальную экскурсию по Парижу – посетили Монмартр, бульвары Клиши и Батиньоль, площади Пигаль и Тертр, знаменитый Мулен Руж. Мы узнали о местах, где проводили время, писали свои полотна эти великие художники, и о людях с которыми они общались! Несомненно, эти лекции на несколько шагов приблизили нас к художественной культуре Франции и к её истории в целом. Надеемся, что более близкое знакомство с Парижем для нас состоится в ближайшем будущем и не виртуально, а вживую».
Своё воодушевление лекциями выразила и Фаттахова Расиля, студентка группы 04.1-605:
«Лекции были очень интересными и познавательными. Для себя я узнала много нового в сфере французского импрессионизма. Мне кажется, такие лекции нужно посещать чаще. Они развивают нас. Хотелось бы выразить огромную благодарность центру «Эрмитаж-Казань» за возможность узнать о культуре Франции на таком высоком уровне».
Следующим этапом изучения этой темы стало представление художников студентами на занятиях по французскому языку. Благодаря уже имеющемуся определённому багажу знаний, мы смогли представить друг другу уже на французском языке имена художников, место жительства (подспорьем для этого стала информация о географии Парижа, изученная на лекции), их картины, годы жизни и некоторые известные фразы. Это стало для нас не только пополнением багажа общей культуры, но и сыграло важную роль в практике языка. По каждому из художников были составлены тесты, что ещё более закрепило информацию об импрессионистах.
Своим невероятным опытом, полученным в процессе изучения импрессионизма, поделилась студентка 1 курса, группы 04.1-605, Лукина Ксения:
«Через несколько дней после знакомства с картинами русского художника-импрессиониста К.А. Коровина в музее изобразительных искусств в Казани, мне удалось побывать в Третьяковской галерее в Москве. Не ведая, что там есть целый зал, посвященный произведениям этого художника, в некоторых картинах в глубине залов галереи я заметила уже знакомую манеру письма, присущую импрессионистам. Это и был Коровин! Было приятно на короткое время стать гидом для своих спутников, рассказывая об истоках импрессионизма, ярких его представителях, а также о том, какое распространение, на примере картин К.А. Коровина, он получил в России. Безусловно, хочется как можно чаще сталкиваться с такими приятными случайностями, дабы просвещать себя и знакомиться всё ближе с мировой культурой».
Очередным открытием межкультурных связей Франции и России стало посещение группой выставки, посвященной русскому импрессионисту Константину Коровину, которая открылась в начале ноября в Государственном музее изобразительных искусств. Порядка 50 произведений Константина Коровина из собраний Русского музея были представлены на выставке, и эту возможность увидеть оригиналы потрясающих примеров русского импрессионизма нельзя ни с чем сравнить! Имея определённый опыт, мы смогли не только насаждаться работами Коровина, но и проводить определённые параллели, сравнивая французский и русский импрессионизм. Своими наблюдениями по выставке работ Константина Коровина поделились Хайруллина Розалия и Халикова Ляйсан:
«Говоря, о творчестве К.А Коровина нельзя не упомянуть о его связи с Францией, которая сопровождала его на протяжении всего творческого пути. Мы начали изучать импрессионизм с Франции, поэтому эта связь была для нас особенно интересна! Поездка в Париж 1887 года оказала неизгладимое впечатление не только на мировоззрение художника, но и на его стиль живописи. Именно там К.А Коровин впервые познакомился с творчеством импрессионистов, которые поразили его своей техникой передачи цвета и ощущением тонов. Под влиянием Парижа, художник создает серию картин, посвященную этому прекрасному городу, в стиле импрессионизма. В 1900 году Коровина назначают главным руководителем по художественному оформлению русских павильонов для Всемирной Парижской выставки. Нам очень понравились представленные на экспозиции примеры его панно и общее оформление выставки. Мы остались в приятном удивлении, это было действительно интересно и познавательно!».
Подводя итог циклу мероприятий, проведённых группой в рамках знакомства с импрессионизмом, хочу добавить, что это потрясающе, сначала заинтересоваться искусством, а в дальнейшем уже научиться представлять полученные знания сразу же на французском языке! И, благо, учась в ИМОИиВ у великолепных преподавателей, мы имеем все возможности и инструменты для саморазвития.