Визуальная антропология\Этнология и антропология в Казанском университете - Казанский (Приволжский) федеральный университет
Визуальная антропология

В связи со стремлением гуманитарной науки рассматривать человека как сложное духовное образование, как результат исторических, социальных, природных и прочих воздействий, в совокупности формирующих многообразие мировых культур, аудиовизуальные средства с самого начала своего существования осознавались как источник неоценимой информации.

Хотя не существует согласия относительно единого определения, в широком смысле слова визуальная антропология занимается изучением человека с использованием камеры в качестве основного предмета исследования. Сегодня, визуальную антропологию нельзя свести только к съемке и созданию фильмов, фотографированию и звукозаписи. В своем полном проявлении визуально-антрополгическая деятельность помимо съемки, включает в себя сбор, хранение и распространение материалов, теоретическую и исследовательскую работу, обучение и внедрение идей и материалов визуальной антропологии в сферы образования и культуры.

Визуальная антропология логически отталкивается от простой идеи, что культура проявляется через видимы символы, содержащиеся в жестах, церемония, ритуалах, артефактах, рассмотренных как в искусственной, так и в естественной среде. Культуру можно понимать как то, что проявляет себя в текстах с сюжетами, в которые вовлечены люди со своими характерами, костюмами, позициями и окружением. Культура – это сумма сценариев, в которых люди участвуют. Используя аудиовизуальные технологии, исследователи могут записывать данные, подвергать их затем анализу и репрезентации.

Визуальные свидетельства, объекты и документы открывают для антропологов, культурологов, социологов и этнографов новые пути к пониманию прошлого и настоящего, обогащая способы анализа данных. предметные и изобразительные аспекты культуры, образы, с помощью которых передается антропологическое знание, именно с этого начинается исследование визуальных систем. Фотография появляется как изобретение в мире шума речей, социальных движений разного толка, стремительных ускорений, взрывов информации и коммуникаций. Но парадоксальность изобретения заключалась в том, что фотография несет в себе идею сопротивления всему вышеперечисленному – она мобилизирует фотографическое молчание, неподвижность, возвращает миру таинственность.  С фотографии начался виток техногенного кодирования мира изображения на бумаге, затем это продолжилось средствами кино, видео, цифровых технологий. Работая с фотографией, исследователь обращается к ней как  к материалу социо - культурного анализа, фотография – это документ, зафиксированный текст. Этот документ создается в реальности и повествует о ней, поэтому он требует двойного прочтения:

1) символов и знаков, сублимирующих в себе информацию, ждущую своей интерпретации,

2) субъективности ситуации создания фотографии, процесса фотографирования, выбора.

Фотографии дают яркое представление о традиционном аспекте жизни народов и культуре. Около 2000 единиц хранения насчитывает фонд фотографий Этнографического музея Казанского университета и включает работы, выполненные в период с середины XIX -по конец XX вв, отражая особенности народов  Российской империи и Советского Союза, а так же народов государств Дальнего и Среднего Востока - Китая, Японии, Таджикистана, Туркменистана, Ирана, Монголии и Узбекистана.

На протяжении более чем 100 лет в Этнографическом музее Казанского университета была собрана представительная коллекция снимков этнографического жанра, развитие которого является одной из интереснейших страниц в истории становления фотографического искусства в России.