О федеральной программе подготовки специалистов-исламоведов в КФУ рассказал директор Института международных отношений, истории и востоковедения Рамиль Хайрутдинов.
- Уважаемый Рамиль Равилович, в КФУ уже несколько лет реализуется федеральная программа подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Расскажите, пожалуйста, каковы ее цели и что было сделано Казанским университетом в рамках этой деятельности?
- Одной из основных причин, по которой данная программа появилась в 2007 году, являлось бесконтрольное проникновение на территорию России в 90-е годы прошлого столетия самых разных религиозных идеологий и ценностных ориентиров из-за рубежа, что постепенно стало приводить к появлению социально опасных явлений, таких как религиозный экстремизм или нетерпимость. Государство обратилось к академическим институтам – университетам и исследовательским центрам с предложением выработать образовательные программы как для сферы религиозного образования, так для светских востоковедных специальностей, которые учитывали бы специфику России, как государства с исторически многомиллионным мусульманским населением, где имеются свои особенности развития ислама, а также сильны традиции религиозной толерантности.
Хочу отметить, что результаты программы начали ощущаться далеко не сразу, поскольку подобные мероприятия всегда нацелены на долговременную перспективу, однако сейчас мы уже можем говорить о ее весьма существенных достижениях. Во-первых, благодаря научно-методической поддержке Казанского федерального университета, полностью были реформированы образовательные программы Российского исламского института. Сейчас это вуз, в котором вся документация, включая учебно-методическое обеспечение, ведется на уровне государственных светских вузов. Таким образом, мы можем быть уверены в том, что это религиозное учебное заведение, в котором обучается более 1000 студентов, готовит специалистов на основе современных образовательных программ и учебных пособий, которые не содержат сомнительного в идейном плане контента и которые адаптированы к реалиям нашего российского общества.
Во-вторых, в КФУ готовятся специалисты – исламоведы, которые сейчас становятся все более востребованы и в качестве экспертов, аналитиков и в качестве преподавателей - исламоведов. Все они основательно изучают арабский язык, а также ряд других предметов, таких как история ислама, исламоведение, арабо-мусульманская философия, исламская экономика, исламское право, социально-политические процессы в странах Ближнего и Среднего Востока, что позволяет им разбираться в происходящих процессах и вырабатывать в будущем адекватные решения для возникающих в религиозной сфере проблем.
Поскольку одной из целей программы является формирование широкого информационного пространства в сфере религии, мы создали полномасштабный сайт «Центр изучения истории и культуры ислама» на портале Института международных отношений, истории и востоковедения, где для всех участников программы – Российского исламского института, мусульманских учебных заведений - медресе, КФУ и партнеров по всей России – размещены более 200 учебно-методических пособий по арабскому языку, коранистике, хадисоведению, мусульманской этике, праву, экономике, истории ислама в Волго-Уральском регионе. Сайт также содержит более 60 публичных лекций ведущих мировых экспертов – исламоведов на русском и английском языках.
- Расскажите, пожалуйста, как строятся отношения КФУ с религиозными учебными заведениями, ведь не секрет, что научный и религиозный подходы различаются между собой?
- В этом плане у нас все достаточно эффективно: ректор Российского исламского университета – Рафик Мухаметшович Мухаметшин – доктор наук – сам является профессором КФУ, вообще, для нашего региона не редкость руководители, имеющие ученую степень: директор Уруссинского медресе Марат Марданшин, директор медресе им. Р.Фахретдина Рашид Маликов, да и многие другие имамы и сотрудники РИИ и ДУМ РТ являются кандидатами исторических наук, прошедшими аспирантуру или соискательство в КФУ, институтах Академии наук Татарстана и защищавшие диссертации в наших советах.
Я считаю, что у нас не только сложилось сотрудничество, а главное - понимание общих задач по подготовке высококвалифицированных кадров, обладающих глубокими познаниями в области арабского языка и разбирающихся в особенностях ислама, его источниках, толкованиях различных положений религии. Современные богословы и светские ученые (которые также могут быть верующими), вполне способны отделить область своих научных изысканий от области веры. В первом случае возможна полемика и дискуссия, второе – это личная и неприкосновенная сфера убеждений.
- Какие уникальные интересные проекты можно было бы назвать «визитной карточкой» вуза.
- Стержнем программ КФУ является компетентность и профессионализм наших преподавателей и приглашаемых ученых, высокий научный уровень специалистов и результатов их исследований, тесное взаимодействие с ведущими научными учреждениями и организациями в области исламоведения не только России, но и зарубежных стран. Казанским университетом осуществляется интеграция с крупными международными исламскими образовательными и культурно-просветительскими центрами: Организацией Исламского сотрудничества (OIC), Международным центром по изучению исламской истории, искусства и культуры (IRCICA) и другими, сотрудничество с духовными управлениями мусульман и Советом по исламскому образованию.
Для слушателей мы организуем регулярные лекции российских и зарубежных профессоров: с лекциями приезжал антрополог, специалист по исламу в Афганистане Назиф Шахрани, профессор Мичиганского университета, исследователь суфизма, Александр Кныш, профессор Университета Индианы, изучающий традиционный для татар Поволжья и Приуралья ислам и феномен джадидизма Эдвард Лаззерини. Приглашенные профессора не только выступают с лекциями, но осуществляют научное руководство работами наших преподавателей, консультируют их при разработке учебных курсов. Так на сайте Центра изучения истории и культуры ислама можно найти специально подобранные коллекции статей по таким курсам как «Ислам и новейшие процессы современности» (Составители А.Сотниченко и И.Гимадеев), «Идеологические и политические течения в современном исламском мире» (Составители А.Кныш и И.Саетов) и множество других материалов.
Особой моей задачей как координатора программы стало повышение ее эффективности за счет увеличения доли практико-ориентированных проектов, реализуемых в связке с заинтересованными органами власти и управления, в том числе муниципального уровня, в работе со всеми ведомствами и организациями в сфере межконфессиональных отношений.
Что касается образовательных программ, ориентированных на студенчество, могу отметить удачный опыт стажировок студентов в исламские страны – например, в этом году в Марокко едет изучать арабский язык группа из 40 студентов. У нас в Институте уже много лет работают преподаватели - носители языка, которые не только готовят прекрасных филологов со знанием восточных языков, но и налаживают плодотворные контакты с вузами по всему мусульманскому Востоку.
Важным достижением я считаю и целевые курсы для школьных учителей по предмету Основы религиозных культур, а также курсы для сотрудников правоохранительных органов по Исламоведению. Последние стали настолько широко известны в стране, что на них съезжаются слушатели из самых разных регионов России. Наша задача при этом не только научить сотрудников МВД, ФСБ или ФСИН видеть разницу между традиционным исламом и радикальными течениями, но дать также представление об основных понятиях ислама, показать исторические и этнические особенности развития ислама, рассказать о мусульманском мире в контексте современных глобальных политических процессов.
Дело в том, что одинаково важно работать как в направлении противодействия террористическим группам, так и осуществлять взвешенный подход в отношении рядовых мусульман, не нарушающих законы РФ. Для этого необходимо знать логику мышления мусульман, знать, что свято для практикующих мусульман и что не приемлемо, какие действия со стороны властей могут вызвать отторжение и последующую радикализацию верующих. Подчеркну, что за годы реализации программы сложились продуктивное взаимодействие ученых КФУ и коллег из профильных служб и подразделений Аппарата Президента, Кабинета министров РТ, министерств и ведомств республики.
- Вы говорили, что на сайте имеется более 200 учебных пособий по различным проблемам исламоведения, а осуществлялись ли издания этой богатейшей коллекции?
- Да, конечно, несмотря на то, что программа не предусматривает особой издательской деятельности, мы, в качестве апробации разработанной литературы выпускали ограниченным тиражом ряд книг, с последующей передачей их в библиотеки КФУ, РИИ и медресе. Это уникальная серия в оригинальной обложке включает более 70 наименований. Еще около 20 книг находятся на этапе подготовки к печати в нашей типографии, ждут своего часа десятки и сотни созданных учебно-методических комплектов.
Среди авторов не только преподаватели КФУ и РИИ. С нами с удовольствием сотрудничают ведущие ученые – востоковеды: Тауфик Ибрагим – ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН, опубликовавшего у нас три тома Сиры – жизнеописания пророка Мухаммада, основанного на огромном своде хадисов, впервые ставших доступными на русском языке. Большой популярностью пользуется его же хрестоматия по арабо-мусульманской философии, учебник по Каламу, востребованной ныне области исламского богословия.
Марина Сапронова – профессор МГИМО издала у нас учебник «Арабо-мусульманский мир: история, география, общество», где подробно рассматриваются особенности развития арабских стран вплоть до так называемой «Арабской весны». Еще один автор – Ефим Резван издает у нас учебник «Введение в коранистику» - это будет книга с богатой коллекцией иллюстраций, щедро предоставленных автором - заместителем директора музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Список изданных учеников можно продолжить: есть курсы лекций по Истории мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе, по религиозной риторике на татарском языке, издана двухтомная хрестоматия – сборник татарских текстов, использовавшихся для обучения мусульманскому вероучению в дореволюционных медресе и многое другое.
- Насколько мне известно, федеральная программа подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама будет продолжена в 2014 -2106 годах, однако будет ли это осуществляться в том же формате, что и в предыдущие годы?
- В настоящее время новая программа находится на согласовании в Правительстве Российской Федерации. Опыт взаимодействия Казанского университета с РИИ в реализации этой программы оказался востребованным, КФУ был признан не только одним из наиболее эффективных участников программы, но и становится одним из наиболее важных центров координации этой деятельности в России в целом. Отмечу, что здесь большую роль играет авторитет нашего ректора Ильшата Рафкатовича Гафурова, который не только лично участвовал в рабочих и итоговых совещаниях вузов-партнеров, но и выступил с целом рядом инициатив, которые направлены на повышение эффективности мероприятий программы, разработку новых механизмов и форм ее реализации, очень внимательно рассмотренные впоследствии и серьезно обсуждавшиеся руководством Министерства образования и науки РФ. Одним из предлагаемых решений стал создаваемый Федеральный ресурсный центр по развитию исламского образования при КФУ, который будет в дальнейшем в нашем регионе координировать деятельность в области мусульманского и светского исламоведческого образования.
Основная цель создания Центра - интеграция образовательных, научных, методических ресурсов в области конфессионального образования в единую информационно-образовательную среду, обеспечивающую взаимодействие по вопросам развития системы мусульманского образования и эффективной реализации Комплексной программы. Создание центра представляется особо важным и с точки зрения развития трехступенчатой системы российского мусульманского образования, подготовки имамов и преподавателей, специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама на методологии и традициях отечественной исламской богословской мысли.
Особо хотелось бы отметить заинтересованную поддержку этой инициативы Казанского университета со стороны Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова, направившего обращения на имя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Дмитриевича Медведева, министра образования и науки Дмитрия Викторовича Ливанова.
- А чем вызван выбор именно КФУ в качестве ресурсного центра?
- Очевидно, что фундаментальной основой для организации и развития Федерального ресурсного центра является уникальный опыт, знания, традиции и научный вклад старейшего востоковедного вуза России – Казанского университета и его конфессионального партнера – Российского исламского института. В КФУ сформировался коллектив, который включает в себя признанных в России и за рубежом исламоведов и специалистов религиоведов, например. сотрудников кафедры востоковедения и исламоведения, религиоведения и конфликтологии, имеющих сотни публикаций на исламоведческую тематику. Свою лепту вносит и НИЛ «Государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт» Института международных отношений, истории и востоковедения. Отделение востоковедения Института традиционно лидирует в Казани в изучения восточных языков. В проекте мы тесно взаимодействуем с коллегами из Института филологии и межкультурной коммуникации, Института сравнительных исследований модернизации обществ, других центров и лабораторий университета.
Кроме того, у КФУ налажены связи с международными центрами исламоведческих исследований: Амстердамского университета, Свободного университета Берлина, Венского Университета, Школы социальных исследований в Париже, Университета Висконсин-Мэдисон, Института востоковедения РАН, МГИМО, ИСАА при МГУ, Восточного факультета СПбГУ, множества других.
И наконец, не следует также забывать о том, что КФУ – это мощная материально-техническая база, располагающая десятками конференц-залов, сотнями оснащенных мультимедийным оборудованием аудиторий, аппаратными комплексами для синхронного перевода, информационными технологии, транспортом, уникальная библиотека, том числе хранящее в нем богатейшее рукописное богословское наследие: все это активно используется в реализации нашей программы и представляет собой важный ресурс.
- В этой связи, последний вопрос. Как вы относитесь к прозвучавшей на днях инициативе ректора Казанского института финансов, экономики и информатики Альбины Салиховой о создании в Казани осенью этого года научно-исследовательский исламский центр.
- Мне трудно пока представить, насколько серьезны намерения Альбины Фанависовны и какова реальная цель и задачи создаваемого ею центра. На сегодняшний день в нашем регионе, в Казани, в частности, достаточно конструктивно и эффективно действует целый ряд научных и образовательных центров, специализирующихся на исламской проблематике. Это и ГУБ «Центр исламоведческих исследований», созданный постановлением Кабинета Министров РТ в 2010 г., это и специалисты академических институтов Татарстана, а также с десяток научно-образовательных центров и лабораторий в вузах Казани и ведомствах республики. Как я уже отмечал, функции координации этих исследований и программ, наряду с РИИ реализует и более чем успешно Казанский федеральный университет, взаимодействующий как с органами власти, так и неправительственными организациями, гражданским сообществом.
Конечно, можно озвучить любые благородные цели и при этом пытаться рассчитывать на грантовую поддержку, однако, если говорить серьезно, без реальных ресурсов, включающих в себя не только материальную сторону, но самое главное сложившиеся научные школы, признание их в академической среде, репутации, опыта и квалификации исследователей реальных результатов достичь невозможно.
Очевидно, что создаваемый центр должен будет найти свою нишу и предмет исследований. При этом, важно понимать на какие гранты ориентировано руководство Института? И о каких собственных специалистах там может идти речь? Если я правильно оценил смысл и тон интервью Салиховой, то ее партнерами станут некоторые московские исследователи, в том числе Саид Кямилев – директор региональной общественной организации «Институт исламской цивилизации». Он, в частности сотрудничает с РИИ и представляет, как и Тауфик Ибрагим, Институт востоковедения РАН. Пожелаем коллегам успехов и готовы, если проекты этого центра будут иметь рациональное зерно, поддержать инициативы, направленные на совершенствование системы мусульманского образования и развитие исламоведения.