В Ресурсном центре по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета 24 января состоялось первое в этом году заседание Экспертного совета Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования ИМОИиВ КФУ, на котором приняли участие сотрудники Ресурсного центра, представители Российского исламского института, Казанского исламского университета, Духовного управления мусульман РТ, Аппарата Президента РТ, Центра исламоведческих исследований АН РТ, Аппарата Антитеррористической комиссии в РТ, структурных подразделений Казанского федерального университета.
На заседании Экспертного совета был предоставлен отчет о реализации Программы подготовки специалистов с углубленным изучением ислама за прошедший 2016 год и состоялось обсуждение плана мероприятий программы на предстоящий 2017 год.
Следует пояснить, что в 2007 году Министерством образования Российской федерации был начат широкомасштабный межвузовский проект под рабочим названием «Программа подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама», реализация которого на сегодняшний день осуществляется с использованием возможностей светских вузов, которые работают в партнерстве с религиозными учебными заведениями. Целью данного проекта является развитие отечественного исламского образования и совершенствование системы мер по профилактике экстремизма.
Наш регион в данной программе представляет Казанский федеральный университет в лице Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования, ИМОИиВ КФУ.
Во время заседания Экспертного совета, состоявшегося 24 января, в отчетной презентации было наглядно продемонстрировано, что по всем пунктам государственного задания программа была выполнена, а по некоторым перевыполнена в два и более раза.
В результате совместной деятельности в рамках соглашений о сотрудничестве между Казанским федеральным университетом и Российским исламским институтом была проделана большая работа по следующим основным направлениям:
- Разработка предложений в проект концепции подготовки специалистов с углубленным знанием ислама, научно-методическое сопровождение и формирование системы мониторинга реализации концепции. Как известно, в ноябре 2015 года концепция была утверждена министерством образования и науки РФ. С целью определения дальнейших шагов по реализации данного документа в религиозное образовательное пространство были выработан план действий, определены основные мероприятия, которые соотносились с Планом мероприятий Ресурсного центра.
Кроме того, в рамках реализации этого направления в мусульманских образовательных учреждениях была проведена серия семинаров-совещаний на тему «Нормативно-методическая основа делопроизводства в мусульманском профессиональном образовании». По результатам проведенных мероприятий был составлен аналитический отчет по каждому учебному заведению с предоставлением информации об организации учебного процесса в религиозных учебных заведениях, обсуждены возможности использования учебных программ в Болгарской исламской академии, даны рекомендации по их адаптации и внедрению в учебный процесс в предстоящем году.
- Содействие формированию трехуровневой системы отечественного исламского образования и анализ эффективности работы этой системы, обеспечение преподавания светских дисциплин в духовных образовательных организациях, подготовка светских специалистов в интересах духовных управлений мусульман и духовных образовательных организаций. В рамках этого пункта программы был произведен сопоставительный анализ учебных программ ведущих мировых исламских учебных заведений с целью выстраивания научно-образовательной и методической базы Болгарской исламской академии и совершенствования трёхуровневой системы исламского образования в Республике Татарстан. Для изучения были отобраны пять университетов: Государственный исламский университет им. Шарифа Хидаятуллы (г.Джакарта, Индонезия), Университет Аль-Азхар (г.Каир, Египет), Исламский университет имама Мухаммада ибн Сауда (г.Эр-Рияд, Саудовская Аравия), Университет Алю аль-Байт (г. Эль-Мафрак, Иордания), Дамасский университет (г.Дамаск, Сирия).
- Создание учебно-методического обеспечения для повышения качества специализированной подготовки обучающихся в духовных образовательных организациях, а также педагогических работников духовных образовательных организаций, включающего: анализ имеющегося учебно-методического обеспечения; разработка методических рекомендаций по корректировке и дальнейшему использованию имеющихся учебно-методических комплексов; разработка учебных пособий и хрестоматий по основным исламским наукам. За 2016 год были разработаны и апробированы 10 учебно-методических пособий по основным исламским наукам объемом 56,8 а.л.
- Обучение по дополнительным профессиональным программам педагогических работников духовных образовательных организаций, религиозных деятелей, сотрудников духовных управлений мусульман. В рамках реализации данного плана были разработаны пять мультимедийных дистанционных курсов повышения квалификации, подготовлено десять учебно-методических пособий для сопровождения программ курсов повышения квалификации объемом 76,4 а.л. Главным итогом реализации этого направления было проведение более семидесяти курсов повышения квалификации для имамов, преподавателей религиозных учебных заведений и сотрудников духовных управлений мусульман (в том числе дистанционных), с общим количеством слушателей более двух тысяч человек. Наряду с этим были проведены образовательные курсы для сотрудников системы исполнения наказаний, курсы для журналистов, вызванные потребностью в подготовке специалистов, способных грамотно освещать события с исламским контентом. Среди представителей̆ светских профессий, в частности, сотрудников правоохранительных органов и госслужащих, значительный интерес вызвали курсы по политическим движениям в исламе. Кроме того, большой интерес у слушателей вызывают курсы повышения квалификации по темам «Подготовка имамов для работы с лицами, отбывшими наказание за преступления террористического характера, в направлении их адаптации и реабилитации», «Контраргументация доводам и идеологии сторонников деструктивных религиозных течений и сект», «Адаптация и ресоциализация лиц, осужденных за участие в деятельности международных террористических организаций и отбывших наказание в исправительных учреждениях ФСИН РФ», «Противодействие вербовке в экстремистские организации». Также особого внимания заслуживают курсы, связанные с рассмотрением проблем исламской экономики (исламский банкинг, исламское страхование), курсы по психологическому консультированию, организации социально-благотворительной работы, образовательные программы, способствующие успешной стратификации выпускников религиозных учебных заведений, а также просветительские мероприятия, которые знакомят с традициями отечественной исламской богословской школы. Также в рамках данного направления был разработан образовательный стандарт высшего религиозного образования по направлению «Подготовка служителей и религиозного персонала исламского вероисповедания» (наименование профиля – «Исламские науки» (квалификация (степень) «магистр шариата»), предназначенный для студентов образовательных организаций высшего образования.
- Обмен опытом, реализация дополнительных профессиональных программ, в том числе в форме стажировки, разработка совместных образовательных программ с зарубежными духовными образовательными организациями. В рамках реализации программы были проведены четыре дополнительные профессиональные программы с приглашением зарубежных экспертов, проведено пять стажировок для преподавателей и сотрудников Российского исламского инстиута, Казанского исламского университета, Казанского федерального университета, а также была разработана совместная образовательная программа для с Международного института Аль-Азхар для Казанского исламского университета.
- Проведение научно-практических и научно-методических конференций и семинаров, в том числе с учетом регионального опыта развития системы отечественного исламского образования. В рамках реализации этого направления были проведены шесть международных и одна всероссийская конференция, на которых обсуждались вопросы современного состояния и перспектив развития мусульманского образования, мониторинг религиозной ситуации в регионах. Также были проведены три школы по проблемам ислама. Летняя школа «Ислам в Евразии», посвященная теме «Арабографичная рукописная традиция» (эпиграфика, арабографичные рукописи и книги, история ислама в России) включает в себя серию семинаров и мастерских с ведущими специалистами по эпиграфике, лингвистике, источниковедению и исламоведению, а также выезды на исторические объекты и возможность опробовать полученные знания «в полевых условиях. Темы Зимней школы «Современное исламское право и экономика России» связаны с важными вопросами взаимодействия общества, государства и религии в Российской Федерации. Программа Школы мусульманского лидера «Махалля 2.2» нацелена на раскрытие общественно-полезного потенциала молодых мусульман через предоставление слушателям современного инструментария работы в области командного и проектного менеджмента для последующего вклада в развитие мусульманской социальной инфраструктуры, системы исламского образования, выстраивание качественного информационного пространства и духовное оздоровление общества. Всероссийская олимпиада по исламским дисциплинам и арабскому языку среди студентов исламских учебных заведений привлекает участников из разных уголков России, и в частности, с Северного Кавказа. Важной задачей такой Олимпиады является общение мусульман друг с другом в поликультурном пространстве Татарстана. Также в рамках данного направления было проведено 33 круглых стола и семинара, посвященных самым актуальным проблемам: адаптация мусульман, попавших в сложные жизненные ситуации, молодежь и радикальные течения, ислам в тюрьмах России, особенности преподавания мусульманского права, организация мусульманских детских лагерей и подготовка вожатых, вопросы семейной психологии и воспитания детей, преподавание основ ислама на примечетских курсах, популяризация татарского богословского наследия и другие. Наряду с этим созданный в 2016 году на базе Ресурсного центра еженедельный лекторий «Исламика» за небольшое время успел превратиться в своего рода просветительскую, интеллектуальную площадку и завоевать большую популярность среди широкой аудитории, чему способствует разнообразная тематика лекций, которые читаются учеными-исламоведами, мусульманскими религиозными деятелями: «Российские феномены ислама», «Суфийская символика в татарской литературе», «Как становятся радикалом на религиозной почве (три вопроса Исламской теологии)», «Современные тенденции развития ислама в России», «Религия и власть в учении Ибн Таймийи», «Ислам и национализм: взгляд с позиции социологии религии», «Россия и исламский мир», «Военные перевороты в новейшей истории Турции», «Сирийский конфликт: истоки, современные геополитические тенденции и пути выхода», «Образ муллы в татарской литературе», «Мусульманские лидеры нации», ««Муса Бигиев: жизнь, отданная исламу»», «Интеллектуальная культура ислама: между теологией и наукой», «Татарская исламская архитектура: традиции и современность» и др.
Также в рамках соглашения о сотрудничестве с АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз» и Центром исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан были проведены круглые столы и семинары по актуальным темам развития ислама в Республике Татарстан: профилактика экстремизма и терроризма, работа с осужденными и их реабилитация, создание системы противодействия влиянию радикальных движений и идеологий на молодое поколение, анализ мусульманской религиозной литературы и определение степени её влияния на сознание мусульманской уммы и др.
Следует отметить, что в связи с чрезвычайной актуальностью стоящих перед системой исламского образования задач проект продлен на 2017-2020 годы и уже идет формирование плана на предстоящие годы. В связи с этим, после подведения итогов года ушедшего, на заседании Экспертного совета состоялось обсуждение заявок и предложений в План мероприятий на 2017 год.
Дальнейшие действия по реализации стратегии подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама подразумевают продолжение развития взаимодействия и сотрудничества с Духовным управлением мусульман, Аппаратом Президента РТ, медресе Республики Татарстан, совместное проведение курсов повышения квалификации, конференций, круглых столов, подготовки учебных пособий для разных уровней подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.
На следующий год планируется продолжить реализацию пунктов программы: в настоящее время формируется список курсов для религиозных деятелей по религиозным и светским дисциплинам на нескольких, разных по сложности, уровнях: для имамов, для преподавателей медресе, для преподавателей примечетских курсов, для преподавателей РИИ и сотрудников ДУМ РТ. Также будет продолжена практика приглашения иностранных лекторов из ведущих учебных заведений мусульманского мира. Планируется разработка основных образовательных программ, учебных планов, адаптация УМК по различным направлениям подготовки в духовных образовательных учреждениях.
Участники совещания сошлись во мнении, что год был очень продуктивным. При этом собравшиеся обсудили и возникавшие в ходе реализации Программы проблемы и пути их решения. В заключение заседания было высказано единодушное мнение о необходимости проведения и в дальнейшем подобных совещаний для обмена мнениями и совместной выработки планов Программы на 2017-2020 гг.