ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в образовательной деятельности мусульманских учебных заведений»
Казань, 11 – 12 ноября 2014 г.
Организаторы: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российский исламский институт
Уважаемые коллеги!
11 – 12 ноября 2014 г. КФУ и РИИ проводят международную научно-практическую конференцию «Инновационные технологии в образовательной деятельности мусульманских учебных заведений».
На конференции предполагается обсудить следующий круг научных проблем:
1. Инновационные технологии при преподавании религиозных дисциплин.
2. Современные методики обучения иностранным языкам и лингвокультурологии в высших учебных заведениях.
3. Дистанционные технологии обучения: опыт их применения в исламских учебных заведениях.
Конференция проводится в два этапа. До 1 октября 2014 г. принимаются материалы в электронном виде (статьи объёмом до 8 страниц). 11 – 12 ноября проводится очный этап, после конференции будет опубликован сборник статей и докладов.
Просим направлять анкеты и текст доклада по электронной почте zakrafis@mail.ru
РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовательной деятельности мусульманских учебных заведений»
Казань, 11 – 12 ноября 2014 г.
Личные данные |
|
Фамилия |
|
Имя |
|
Отчество |
|
Гражданство |
|
Пол (М/Ж) |
|
Адрес |
|
Тел./Факс |
|
|
|
Сведения о месте работы |
|
Организация |
|
Структурное подразделение |
|
Кафедра |
|
Учёная степень и звание |
|
Должность |
|
Дополнительные сведения |
|
|
|
Область научных интересов |
|
Доклад оформляется в виде отдельного файла в обычном текстовом формате без форматирования и диакритических знаков. Размер верхнего и нижнего, левого и правого полей – по 2 см., выравнивание по ширине. Гарнитура Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал полуторный. Формат файла doc, объём до 8 стр.
Должна быть аннотация статьи на русском и английском языке (от 30 до 50 слов) и ключевые слова на русском и английском языках (от 5 до 10 слов).
Образец оформления статьи:
Иванов И.И. (РИИ, Казань)
Изучение религиозных дисциплин с применением интерактивных технологий
Аннотация статьи на русском языке
Ключевые слова на русском языке
(Текст статьи)
Список литературы:
Ivanov I.I. (RII, Kazan)
The study of religious subjects with the use of interactive technologies
The article deals with…
Key words:
Образец оформления ссылок на источники в тексте:
[2, с. 101]
Пример оформления использованной литературы (оформляется в алфавитном порядке):
Образец оформления статьи
Тухватулин А.Х. (РИИ, Казань)
Проблемы применения компьютерных технологий в процессе преподавания исторических дисциплин
Аннотация: В статье раскрываются проблемы разработки пособий для дистанционного обучения студентов Российского исламского института, рассматриваются методологические преимущества преподавания исторических дисциплин с помощью применения информационных технологий.
Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, исторические дисциплины, методика преподавания.
New informational technologies
in Distant educational programs on historical subjects
Abstract: Article explores the problem of elaboration of textbooks for Russian Islamic Institute distant students. The author analyses methodological advantages of teaching Historical subjects by means of informational technologies.
Key words: distant education, historical subjects, IT, methods of education.
Дистанционное обучение является одной из актуальных проблем в сфере образования для России и стран СНГ. В Концепции создания и развития ДО в РФ приводится следующее определение ДО: «Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации» [2, с. 5].
Интернет с его неограниченными возможностями передачи графической, видео, звуковой и текстовой информации дает широкий простор для творчества педагогов и студентов, в том числе и исламских вузов, при изучении исторических дисциплин. Успешное освоение студентами базовых курсов всеобщей, религиозной, отечественной и региональной историй оказывает сильное воздействие на формирование их мировоззренческих установок. С другой стороны, при традиционном подходе количество часов для закрепления исторических процессов очень мало, дистанционные же курсы обучения исторических дисциплин способны серьезно углубить содержание исторического материала, подтолкнуть обучающихся к самостоятельному анализу не только текстового, но и аудио и видеоматериалов, особенно по истории исламской цивилизации и истории XIX-XX вв. При этом у преподавателя открываются большие возможности для интегрирования в курсы различных методик, благодаря чему возможно формирование практических навыков у студентов. Спецификой разработанных курсов является опора на первоисточники – труды историков разных исторических направлений, статистические и картографические материалы, исторические источники, в том числе фото и видео материалов.
«Пионером» среди центров дистанционного обучения выступил «Эйдос», на сервере которого размещен курс истории для абитуриентов и курс москвоведения. При этом серьезным минусом является преувеличенное внимание авторов к своему тексту, «пиетет» перед ним» [1, с. 3].
Благодаря новым информационным технологиям, появляется возможность обращаться к базам данных исторических источников. При традиционном подходе к обучению истории преподаватель и студенты ограничены в этом: источники, содержащиеся в учебниках или хрестоматиях, ограничены объемом печатных пособий, их выбор определяется субъективными предпочтениями авторов учебников. Разработка проблем дистанционных пособий должна учитывать специфику предмета, уровень подготовленности студентов, и поэтому они могут содержать различные источники, ориентированные на тот или иной уровень подготовленности обучающихся, должны содержать иллюстративный, картографический и аудио- и видеоматериалы. Иначе создаваемые базы информации станут не востребованными педагогами и студентами.
Основной целью дистанционного обучения является обучение принципам ориентации и самостоятельного усвоения исторических материалов. Обеспечивается самоконтроль с помощью систем тестирования и заданий, ряд возникающих вопросов можно обсудить при обратной связи с преподавателем в системе он- или оффлайн, возникает возможность создания групп для исполнения совместных проектов.
Практика формирования электронного пособия дистанционного обучения опирается на разработку модулей курсов по темам, разделам, каждая из которых содержит элементы промежуточного контроля, а также возможности для апробирования тех или иных педагогических методик. На изучение отдельного модуля отводится строго определенное время, благодаря чему достигается необходимая оперативность взаимодействия студента и преподавателя.
В качестве основы дистанционного обучения выбраны информационные технологии, которые предоставляют:
а) возможность доступа к различным источникам информации на различных языках (для студентов исламского вуза приветствуется изучение текстов на арабском и персидском языках);
б) возможность обратной связи между преподавателем и студентом;
в) возможность оперативно передавать информацию любого вида и объема;
г) возможность провести он-лайн конференцию и дискуссию по изучаемой теме;
д) возможность решения проблем авторских прав.
В рамках иллюстрации проблем дистанционного обучения для конкретной разработки положен курс «История Татарстана и татарского народа» (разработка 2012 г.):
Учебное пособие разработано для студентов, обучающихся по специальности 031900.62 «Теология», согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию. Их необходимо ознакомить с основными этапам и событиями в истории Республики Татарстан в целом, и народами, ее заселяющими, в частности, начиная с первобытнообщинного строя на территории Среднего Поволжья и гунно-тюркских традиций кочевого общества до конца XX века.
Программа включает 13 разделов, в которых обозначен круг проблем как хорошо изученных в отечественной историографии, так и спорных, требующих дальнейших исследований и уточнений. В основу изложения материала положен проблемно-хронологический принцип.
История Татарстана является дисциплиной регионального компонента цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Цель курса – выработка умения формулировать ведущую проблему каждой исторической эпохи, читать и анализировать научную историческую литературу, владеть необходимым историческим инструментарием.
В процессе преподавания и самостоятельного изучения студентами курса «История Татарстана» достигаются следующие задачи:
- практическая – умение использовать исторические знания в повседневной деятельности;
- образовательная – развитие у студентов Российского исламского института мышления, современных научных знаний об основных этапах и содержании истории Татарстана с древних времен до наших дней. На примерах из различных эпох показать взаимосвязь татарстанской, российской и мировой истории, определить место татарского народа во всемирно-историческом процессе;
- воспитательная – во взаимодействии с другими гуманитарными, социально-экономическими и профессиональными дисциплинами способствовать воспитанию у студентов любви к Родине, приверженности национально-культурным ценностям народов Татарстана, убежденности в их достойном будущем.
В результате изучения дисциплины «История Татарстана» студент должен знать:
предмет истории как науки, ее место в системе гуманитарного знания;
основные факты, события, даты, имена исторических деятелей, понятия и термины, используемые в исторической науке;
формы, содержание и результаты цивилизационного взаимодействия татарского народа с другими странами мира;
основную литературу по курсу;
уметь:
анализировать влияние исторических событий на развитие духовной и материальной культуры, роль экономических, социально-политических, нравственных факторов в интерпретации исторических событий;
владеть основами исторического мышления, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому Татарстана и татарского народа;
применять знание истории при оценке текущих событий современной политической жизни страны;
работать с научной литературой по истории, вести дискуссию по основным проблемам изучаемого курса;
подготовить научный реферат, составить конспект по избранной теме, рецензировать и оппонировать доклады и рефераты сокурсников.
иметь представление:
об основных этапах мировой истории, содержании и особенностях истории Татарстана с древнейших времен и до наших дней;
о проблемах истории татарского народа, по которым сегодня ведутся
споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;
об изменениях в исторических знаниях, которые произошли в России и Татарстане в последнее десятилетие;
о специфике анализа исторических процессов с позиций цивилизационного, формационного и синергетического подходов.
- давать экономическую, политическую, культурологическую, социально-психологическую характеристику российского общества в разные временные периоды; - свободно оперировать историческими знаниями: находить причинно-следственные связи; проводить сравнения, параллели; пространственно локализовать события и явления; рассматривать их с учетом хронологического предшествования и последовательности; обнаруживать их актуальность и связывать с современными проблемами, сегодняшним днем. Студент должен владеть: - картографическими знаниями и использовать их для анализа геополитической ситуации в разные временные отрезки истории; - опытом оценки исторических явлений и персоналий, уметь определять свое личностное отношение к ним, обосновывать собственные оценки и суждения.
В качестве примера дидактической составляющей дистанционного курса приведем тему 3. «Первые раннесредневековые древнетюркские государства в эпоху Великого переселения народов (III-VII вв.)»
Содержание лекционного курса:
Хозяйство, быт, социальный строй и духовный уклад кочевых племен Евразии в период разложения родовою строя. Государство Хунну (III в. до н.э.- I в. н.э.). Движение гуннов в Европу, образование Гуннской державы и причины ее падения. Роль и влияние гуннов в варварском мире. Образование и развитие раннефеодального государства Тюркский каганат; государственный строй и внутренняя политика; союз кочевых скотоводческих обществ с районами земледелия и городскими торгово-ремесленными центрами. Военно-дипломатические контакты Тюркского каганата с цивилизациями Византии, Ирана и Китая. Распад Тюркского каганата на Западный и Восточный. Достижения древнетюркской духовной и материальной культуры: тенгрианство, руническая письменность, градостроительство, архитектура, искусство. Роль и место Тюркского каганата в евразийской истории. Эпоха каганатов (аварский, кыргызский, уйгурский, кимакский, хазарский каганаты). Взаимодействие кочевых тюркских племен Восточной Европы: авар, болгар, алан, хазар, мадьяр, огузов, печенегов, торков. Противоборство «Великой Болгарии» и хазар за лидерство в Предкавказье, возвышение последних. Возникновение Хазарского каганата и основные этапы его истории. Государственный строй, территория, этнический и социальный состав населения. Формирование многоотраслевой экономики, развитие международной торговли. Отношения с Византией, Багдадским халифатом, Киевской Русью, Волжской Булгарией. Проникновение ислама, христианства, иудаизма в Хазарию, их взаимодействие и влияние в хазарском обществе. Ослабление Хазарского каганата и его падение. Значение Хазарского каганата в средневековой истории Восточной Европы.
Каждая из перечисленных проблем иллюстрирована или содержит ссылки на видеоматериалы.
К семинарскому занятию по данной теме предложен ряд вопросов и проблем для самостоятельной работы студентов:
1.Хуннский период как предыстория тюркской государственности
2.Великое переселение народов. Гуннская империя
3.Тюркский каганат, его роль и место в евразийской истории
4. Возникновение Хазарского каганата и основные периоды его истории
5. Государственный строй, экономика каганата
6. Внешние связи хазар
7. Духовная культура Хазарского каганата
К каждому вопросу дается 2-3 источника из трудов современников и историков прошлого, что позволяет более полно изучить данную проблему. Это позволяет объединить такие разнородные пособия как курс лекций, пособие для семинарских занятий, хрестоматию.
Отдельно приводится список литературы для самостоятельного изучения, особенно для студентов, которые пишут курсовые или дипломные работы по данной тематике.
Средствами контроля являются следующие элементы:
Окончательные оценки по итогам всех контрольных работ выставляются преподавателем.
Таким образом, дистанционное образование с применением современных информационных технологий является одним из перспективных направлений современной педагогики и может быть легко адаптировано для студентов теологических специальностей.
Литература:
1. Бурмистрова А. С. Развитие дистанционного обучения в начальном и среднем профессиональном образовании Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Москва, 2007. – 26 с.
2. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России/ Госкомвуз России. – М.: НИИВО, 1995.