"Воспитание является искусством,
а не ремеслом - в этом корень учительского дела".
(Л.Н. Толстой)
"Самое большое наследство - воспитанность".
( Али-ибн Аби-Талиб)
В начале мая текущего года на платформе Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ состоялось заседание российских педагогов, психологов, методистов и представителей из общественных, религиозно-образовательных организаций. Профессиональное сообщество объединилось для обсуждения темы: «Актуальные вопросы дошкольного и школьного духовного воспитания».
Вместе с Ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования ИМОИиВ КФУ организатором круглого стола выступила московская Молодежная общественная организация «Седьмое поколение», деятельность которой направлена на воспитание у молодежи высокой нравственности и развития интеллектуальных способностей.
Содружество и данный организационный альянс свидетельствует о том, что в институциональной среде предпринимаются меры для выработки методических документов в помощь специалистам, и что педагоги не замыкаются на религиозных дисциплинах, а, наоборот, благодаря диалогу и консолидации происходит возрождение традиций, где приоритет духовного начала человека приобретает смысл воспитательной работы.
Духовность – это потребность и способность человека путем внутренних усилий устанавливать и сохранять связь с надындивидуальным. Темы докладов раскрывали решения и методики как воспитывать эту потребность с малых лет, какие есть педагогические методы, способные выработать у детей систему ценностей и понимания различий.
Состоявшееся мероприятие собрало 14 спикеров из Москвы, Казани, Булгар, Арска, Сергиева Посада, Саратова, Самары. По общему настроению слушателей и участников стало очевидно, что настало время для более плотной совместной работы на системном уровне, проведения встреч специалистов и заседаний чаще, чем раз в год и формирования общих баз на online-площадках.
На сегодняшний день площадки для обмена опытом уже существуют, но их мало. Работу в этом направлении ведёт Российский исламский институт, из доклада Гиззатуллиной Н.А. участники узнали про сайт ресурса института, http://kazanriu.ru, где можно ознакомиться с программами дошкольного воспитания. Для обмена практическими наработками, модератор круглого стола Абдрахманова А.А. презентовал Проект «Виртуальная мусульманская учительская», сайт: http://ped.mzagadki.ru.
Педагог и эксперт международных отношений США - Россия – Даниил Апокорин выступил с докладом на тему «Характеристики духовно-нравственного воспитания в Америке». Он привел высказывание юноши в социальных сетях, ярко иллюстрирующее процесс распада духовно-нравственных ориентиров в американском обществе. Цитата блоггера: «Вы хотите, что бы я вел себя прилежно? Вы это серьезно? С детства я смотрел мультики в которых Тарзан всегда был наполовину голый, Золушка возвращалась домой после полуночи, Буратино всегда лгал, и от этого рос его нос, Алладин был Багдадским вором, Бэтмэн гонял на автомобиле со скоростью 200 километров в час, Белоснежка жила в доме с семью мужчинами, Папай-мореход курил трубку и имел и татуировки, Пак Мен гонялся под назойливую музыку и поглощал таблетки для увеличения энергии! И после всего этого вы хотели бы, что бы я был примерным ребенком?» Проблема не во мне, проблема в вашем воспитании».
Единство в методиках воспитательной работы вне зависимости религиозной доктрины подчеркнула гостья конференции – Гришина И.Н. из отдела религиозного образования Казанской епархии: «Мы православные стараемся включать в программу и трудовое воспитание: очищение сада, пруда. Иначе мы только развлекаем, дети не умею трудиться они далеко от земли, от животных.». Педагогическую солидарность в использовании трудового воспитания проявили все участник конференции, подобная практика встречается в формате летних лагерей, о чём подробно изложила Галявиева Г.А., а именно, как концепция духовно-нравственного воспитания детей реализуется в мусульманских детские летних лагерях.
Из доклада старшего научного сотрудника Центра исламоведческих исследований АН РТ, кандидата психологических наук Насибуллова К.И. участники заседания узнали про опыт единственной в России школы для мусульман «Усмания», где полностью осуществляется государственная образовательная программа, и удовлетворяются все потребности мусульман. Подобный опыт имеет потенциал для выработки решений в вопросах как адаптировать мигрантов в учебный процесс, и как удовлетворить индивидуальные потребности школьников-мусульман (халяльное питание, время намаза, ношение платков) с учетом гармоничного пребывания детей на территории образовательного учреждения разных религиозных взглядов, мировоззренческих установок в соответствии Конституции РФ.
Полярное мнение высказал имам-мухтасиб Московской области, кандидат исторических наук Садриев А.Ф. выдвинув следующие тезисы: «Хотелось бы напомнить, что до французской революции, все французы изучали Закон Божий и это не помешало им устроить Великую французскую революцию. То же было и в России. Религиозное образование должно быть только в рамках религиозных, конфессиональных учебных заведений – в мактабах, воскресных школах. А в общеобразовательной школе ребенок должен воспитываться на базовой основе светского образования. И преподаваться должна только светская этика». А.Ф.Садрирв перечислил основные предметы, которые должны преподаваться на примечетских курсах и воскресных школах: история (при этом не только пророка Мухаммада, а всех пророков и самого процесса поиска), акида; фикх; ахляк; философия, арабский язык сакральных текстов.
Как известно, современные дети окружены интерактивным пространством. Представитель проекта «Учись полезному, говори лучшее, твори доброе!» - Назыпова А.Р. продемонстрировала, как через игровую, конкурсную форму с участием родителей и детей можно решать существующие проблемы: потребительско-материальный приоритет, жесткое религиозное воспитание, отсутствие знаний, умений и навыков у родителей как воспитывать и чрезмерное увлечение детей компьютером. Было рассказано про Всероссийский исламский семейный творческий конкурс, который существует 4 года и в 2016 году объединил 123 семьи.
Также в работе круглого стола приняли участие: детский и семейный психолог, педагог-методист Творческой группы "Бэхет ачкычы" (Казань) Шайдуллина Х.И., руководитель Проекта развития личности «Экология отношений и достижений» (Москва) Корчагина А.В., член Общественной организации "Муслима", преподаватель воскресной группы для девочек в медресе при мечети Хузейфа (Казань) Фатхуллина З.Н., преподаватель Коранического центра «Зейд бин Сабит» (Саратов) Бедрицкая А.Р., руководитель творческой группы "Бэхет ачкычы" (Казань) Ганиева Л.Ф., доцент кафедры гуманитарных дисципдин Казанского исламского университета, кандидат педагогических наук Галявиева Г.А., руководитель детской студии, педагог медресе, главный редактор журнала «Светлячок и его друзья», кандидат психологических наук (Москва) Замалетдинова Ю.З., представитель группы «Учись полезному, говори лучшее, твори доброе!» Назыпова А.Р., директор проекта «Чудо остров» (Москва) Бабаханова Д.Н., координатор МОО «Седьмое поколение», руководитель образовательного центра (Москва) Абдрахманов А.А., доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российского исламского института,
Руководитель НОЦ "Письменное наследие и археография" Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, кандидат филологических наук Сафиуллина-Аль Анси Р.Р.
Резюмируя работу круглого стола, участники отметили значимость родительского вклада в воспитание, особенно на начальной стадии развития ребенка. С момента рождения ребенок является существом, не приспособленным к самостоятельной жизни, который нуждается в опекунстве и руководстве. От родителей зависит очень многое в развитии и формировании характера будущих поколений, как позитивных, так и негативных их качеств. Роль родителей в основном заключается в том, чтобы направить и объяснить новым поколениям, в чем заключается сама сущность нашего существования.
Запись круглого стола можно посмотреть на YouTube-канале Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования ИМОИиВ КФУ: https://www.youtube.com/channel/UC2swwqNc7crG6N6UvJrrCJA.
Следующее аналогичное мероприятие состоится в Москве, где 27 мая планируется проведение II-й научно-практической педагогической конференции "Актуальные вопросы дошкольного и школьного духовного воспитания". Подробнее: https://vk.com/islam_deti_ped_konf