Форум начал свою работу 17 декабря Пленарным заседанием, который открыл директор Института международных отношений КФУ Рамиль Равилович Хайрутдинов, который является директором Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования ИМОИиВ КФУ, на базе которого проходил Форум.
В своем вступительном слове проректор университета Ленар Наильевич Латыпов отметил, что в следующем году будет отмечаться 210-летие казанской школы исламоведения. С приветственными докладами выступили заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан, ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшович Мухаметшин, заместитель руководителя Аппарата Президента Республики Татарстан - руководитель Департамента Президента Республики Татарстана по вопросам внутренней политики Алексей Михайлович Терентьев, главный советник департамента по вопросам внутренней политики аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Илья Юрьевич Рябков.
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир хазрат Мухетдинов зачитал участникам Форума приветствие председателя ДУМ РФ шейха Равиля Гайнутдина, в котором было отмечено, что Духовное управление мусульман Российской Федерации радо возможности сотрудничать с одним из старейших российских центров учености - Казанским университетом в деле изучения ислама, подготовки специалистов по истории и культуре ислама, совместного поиска ответов на актуальные вызовы современности. «Мы приветствуем стремлению Казанского федерального университета, - было отмечено в зачитанном тесте, - возродить и укрепить собственную школу востоковедения и исламоведения, внести собственный вклад в преодоление негативных, а порой разрушительных явлений в мире ислама, которые, к сожалению, несут угрозу всему человечеству».
Также на пленарном заседении приветственным докладом выступили заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан Рустам хазрат Батров, заведующий кафедрой тюркологии Ереванского государственного университета Александр Виленович Сафарян, Генеральный консул Исламской республики Иран в Республике Татарстан Алибеман Экбали Зарч, Вице-консул Турции в Республике Татарстан Нуреттин Кая.
Как отметил в своем приветственном докладе А.М.Тереньев, в Республике Татарстан накоплен определенный опыт взаимодействия и координации деятельности мусульманских религиозных организаций и высказана убежденность, что проведение подобных научных мероприятий, объединяющих представителей академического сообщества и духовенства для выработки консолидированной позиции является наиболее перспективным направлением деятельности.
В своем научном докладе В.В. Наумкин отметил, что российский Ислам является примером для всего мира, к сожалению, переживающего сегодня непростые времена, и позитивный опыт многовекового сосуществования мусульман России с представителями других религий должен лечь в основу выстраивания будущего нашего общества. Также было отмечено, что чрезвычайно важна популяризация наследия мусульманской уммы России через систему образования, информационную работу. "Нам - исламоведам, исследователям, которые тесно связаны с интересами мусульманской уммы и переживают за нее, - отметил Виталий Вячеславович, - очевидно, что серьезных оснований для раскола нет ни богословских, ни идеологических, ни конфессиональных. Зачастую они разжигаются чьими-то амбициями, частными интересами. И под флагами квазирелигиозной идеологии предлагаются совершенно неприемлемые ценности для нашей молодежи. Мы могли бы активно использовать наследие Татарских богословов. Наряду с этим, злобная, уникальная, никогда не существовавшая жестокость, которую несут радикальные организации, нуждаются в серьезной богословской аргументации, с которой выступают и наши партнеры за рубежом. И для работы с нашей молодежью, для борьбы с джихадистами необходимо использовать эти идеи.
В своем докладе "Интеллектуальный диалог, как средство преодоления радикализма" первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир хазрат Мухетдинов отметил, что, говоря о радикализации мусульман, о тенденции мусульманской молодежи некритично воспринимать пропаганду крайностей и экстремизма, мы понимаем, что эти процессы обеспечиваются множеством апологетов воинствующего, узкого понимания ислама, целой богословской индустрии. Работа по ограждению мусульманской молодежи от экстремизма, по мнению Дамира хазрата, должна начинаться с интеллектуального диалога и полемики с представителями разных течений, если они не перешли грань и не пролили кровь. "С этими людьми возможен и необходим интеллектуальный диалог, поскольку они являются нашими братьями в исламе, пусть и заблудшими, - отметил Дамир хазрат, - и этот диалог должен вестись на всех уровнях и, в конечном счете, должен приобрести полноценную форму богословской дискуссии, которая вскроет все слабые стороны их подходов". Дамир хазрат высказал сожаление, что до сих пор диалог шел медленно, и, возможно, в этом одна из причин того, почему джихадисткие течения пользуются популярностью у молодежи. "При всем том, что движения такфиристского типа разрушают эту связь внутри уммы, - отметил Дамир хазрат, - несмотря на это, провозглашать их неверными на основании их деяний значит уподобиться им самим. Делая это, мы закрываем путь к интеллектуальному диалогу, отказываем в праве изложить свою позицию и быть услышанными единоверцами, которые потеряли связь с гуманистической, нравственной природой ислама и встали на путь ригоризма, однако не потеряли веры по тем признакам, которые были сформулированы Пророком (мир ему) и многими поколениями ученых. В этом проявляется уязвимое место нашей идеологической позиции, некая двойственность, которая молодежью воспринимается как лицемерие и релятивизм". "Нужно четко осознать, что единство уммы - это, прежде всего, духовное единство, но никак не единство во всех богословских и философских вопросах; учитывая многомерность ислама, последнее в принципе невозможно, иначе нем придется сузить ислам до какого-то одного типа вероубеждения - будь то традиционализм, ашаризм, матуридизм, и пр.; внутри самих этих школ нет доктринального единства, и при таком подходе, в конечном счете, наш "ислам" ограничится "единственно правильным" мнением какого-нибудь шейха, философа или политического активиста. Не это ли один из главных признаков такфиристского течения?" - задался вопросом докладчик. И в качестве ответа полагает, что "в интеллектуальном диалоге с такфиристами необходимо, прежде всего, выбить почву из-под ног их такфира, а это значит - сменить установку с узкого и эксклюзивистского понимания ислама на плюралистичное понимание. Это может делаться как с помощью правовых и богословских аргументов (наиболее яркий пример - работы Абу Ханифы, ал-Газали и Ш.Марджани), так и с помощью современного исторического анализа, который раскрывает богатство и многомерность ислама". И это, по мнению Дамира хазрата, лишь первый этап диалога. Собственной интеллектуальной платформой, которая могла бы выступить серьезной альтернативой вероубеждению радикалов, основанному на архаизирующем понимании ислама, был назван коранический гуманизм, который взят на вооружение в ДУМ РФ. При этом было подчеркнуто, допускается возможность и иных проектов, но все это должно развиваться в рамках научных дискуссий, учитывая при этом как исламскую традицию, так и современное исламоведение.
Во второй половине дня состоялась работа трех панельных сессий: "Мусульманские страны в системе современных международных отношений", "Перспективы развития высшего исламского религиозного и теологического образования в современной России", "Псевдоисламский радикализм в глобализирующемся мире".
Участниками Форума было отмечено, что одним из серьезнейших вызовов для современной мусульманской уммы является проблема религиозного радикализма и, как следствие, проявление экстремизма и терроризма. В экспертной среде существуют различные подходы к определению причин данных процессов. Кто-то связывает возникновение экстремистских движений и групп с внешними факторами, такими как колониализм и постколониальный синдром, сложные социально-политические условия, радикальная секуляризация, глобализация и т.п. Другие акцентируют внимание на внутренних факторах, связанных с механизмом функционирования исламского религиозно-политического сознания. Как примеры предпринимаемых со стороны мусульманского сообщества попыток осмыслить происходящее и противостоять данным негативным тенденциям были упомянуты инициативы, связанные с попытками актуализации позитивного потенциала ислама, в виде ряда фетв и программных документов, подготовленных авторитетными мусульманскими богословами.
В этом году заметное место среди докладчиков занимали ученые Института востоковедения Российской академии наук. Это не случайно, так как директор Международного координационного центра Islamica Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ является выдающийся российский ученый научный руководитель Института востоковедения РАН, академик РАН Виталий Вячеславович Наумкин. Наряду с научной деятельностью в настоящее время он является советником спецпосланника генерального секретаря ООН по Сирии Стаффана де Мистура.
Программа Форума этого года была чрезвычайно насыщена событиями. В рамках мониторинга «Исламские радикальные движения и преодоление радикализма (памяти Е.М. Примакова)» был представлен анализ ситуации в таких регионах России, как Волго-Уральский регион, Крым, Санкт-Петербург, Москва, Центральная Россия, Сибирь, Дальний Восток, а также в таких горячих точках исламского мира, как Ирак, Сирия и Пакистан. Также параллельно работали три Международные конференции: "Актуальные проблемы тюркологии: Россия и тюрко-мусульманский мир", "Международное сотрудничество в области преподавания арабского языка", "Актуальные вопросы академического исламоведения". Наряду с этим проходили семь Круглых столов: "Памяти Ш. Марджани", "Источниковедение исламского мира", "Ислам по-советски", ""Традиционный ислам" в свете этнического и религиозного", "Социальная инфраструктура мусульманского сообщества", "Радикализм в среде религиозных групп: исторические аспекты и опыт противодействия", "Направления развития международных экономических отношений с исламскими и азиатскими странами в условиях кризиса".
В итоге более 150 участников из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья на одиннадцати площадках Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ поделились опытом изучения проблем мусульманского сообщества России и исламского мира в целом. Среди путей и методов преодоления псевдоисламского радикализма были рассмотрены образование, изучение духовного, культурного, философского и правового наследия российских мусульман, формирование религиозной инфраструктуры, сочетание этнических и религиозных основ.
В рамках Форума состоялось подписание соглашения об открытии в Казани регионального представительства журнала "Ислам в современном мире".
Организаторами Форума наряду с Казанским федеральным университетом были Институт востоковедения Российской Академии Наук, Духовное управление мусульман Российской Федерации, Духовное управление мусульман Республики Татарстан, Российский исламский институт, Центр исламоведческих исследований Академии Наук Татарстана.
Участники Форума «Ислам в мультикультурном мире» и модераторы секций поделились своими впечатлениями и рассказали об итогах секционных мероприятий, состоявшихся в рамках Форума.
Наумкин Виталий Вячеславович, д.и.н., профессор, научный руководитель Института востоковедения РАН, директор центра Islamica КФУ, академик РАН, модератор мониторинга «Исламские радикальные движения и преодоление радикализма в современном мире (памяти Е.М. Примакова):
Есть очень большая динамика, во-первых, в расширении и разнообразии тематики, во вторых, в плане расширения охвата регионов. Большое разнообразие профессиональной квалификационной принадлежности самих участников. Здесь есть люди, представляющие духовенство, алимов, имамов, представляющие ученых светских и людей, которые имеют опыт административной работы. Кроме этого накопился очень богатый фактологический материал – результат полевых исследований. На меня большое впечатление произвели доклады, скажем, представителей Саратовской области, Астрахани, я уж не говорю о самом Казанском Приволжском университете, о самом Поволжье. Были очень сильные доклады, был очень интересный анализ. Наверное, нужно как-то делиться опытом и учиться друг у друга для того, чтобы подтягивались те, кто, может быть, не обладает опытом и достаточной квалификации, или, бывает, что приезжают люди, которые не совсем готовы вот так вот, говорить откровенно и глубоко, и которые не имеют заделов научных. Но в целом я очень доволен результатами. Еще одна черта этого форума, что здесь было много дискуссий. Не было такой унылой формы, когда человек вышел, доклад по бумажке прочитал, за ним другие и так далее… Здесь были вопросы, комментарии, споры, дискуссии. Все это очень интересно было для меня лично и показательно… Я еще раз убедился в том, что это противодействие радикализму оно должно носить комплексный характер. Невозможно, как некоторые говорят о каких-то там запретах в противодействии распространению салафитским группировкам… Главное, что для меня было, это идея интеллектуального диалога, с которым выступали многие… Я ту идею поддерживаю, о том, что нужно идти не путем отторжения каких-то людей, может быть взгляды которых не совпадают с точкой зрения большинства, а наоборот вступать с ними в какой-то диалог, добиваться с ними, если не консенсуса, то взаимопонимания и развивать тот дискурс традиционного ислама, прежде всего, конечно, ханафитского, поскольку речь идет об этом регионе, о формировании серьезной богословской школы, серьезного корпуса знающих, грамотных людей, которые могли бы противостоять разрушительному натиску радикалов.
Тауфик Ибрагим, д.филос.н., г.н.с. Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, модератор секции «Круглый стол» памяти Ш.Марджани»:
Наша секция была посвящена памяти великого татарского мыслителя, богослова Шигабутдина Марджани. Мы с разных сторон посмотрели на его наследие и его значение для борьбы с радикализмом, который прикрывается мусульманскими одеждами. И было показано, насколько актуален Марджани и для борьбы с радикализмом и для обновления мусульманской мысли. И насколько он звучит по современному, удивительно. Профессор Сюкияйнен показал насколько его идеи и в вопросах права, в вопросах шариата и в вопросах соотношения мусульманской идентичности, татарской идентичности, и российской идентичности, актуальны для мусульман России и для мусульман, которые живут в других странах, в Европе. В этом плане мы отдаем дань памяти великому мыслители, и только можно сказать спасибо земле, которая родила нам таких великих людей, которое и сейчас и, наверное, еще долгое время будут показывать нам путь к лучшему понимаю ислама и проявлять потенциал и значение ислама для нашего российского государства.
Сафарян Александр Виленович, профессор, заведующий кафедрой тюркологии Ереванского государственного университета (Ереван, Армения), модератор секции Международная тюркологическая конференция "Актуальные проблемы тюркологии: Россия и тюрко-мусульманский мир":
Я за последние полтора года уже третий раз имел возможность посетить знаменитейший Казанский университет. От имени всех участников Форума, и особенно нашей конференции хочу выразить сердечную благодарность. Прелесть любой науки, наверное. В разнообразии и единстве проблематики. И на нашей секции сегодня были представлены доклады филологической, искусствоведческой, культурологической направленности. Они воистину дополняли друг друга.
Мы истинные друзья Казанского университета радостью, с гордостью следим за успехами Казанского университета, где наши собратья по перу, наши дорогие коллеги которые являются продолжателями духовности Марджани, демократических, гуманистических традиций великого Габдуллы Тукая и российской высокой академической востоковедческой традиции, сегодня возрождают Казанское востоковедение. Ведь для всех востоковедов России, Советского Союза и постсоветского востоковедения Казанский университет - это колыбель востоковедения, и в некотором смысле, все мы является правнуками Казанского университета.
Канах Аммар, к.полит.н., доцент кафедры исторические, философские и социальные науки Гуманитарно-педагогического института Севастопольского государственного университета, модератор панели «Псевдоисламский радикализм в глобализирующемся мире»:
В Казанском федеральном университете есть очень высокий уровень научности и актуальности проблемы, которой занимается именно Казанский университет, и можно сказать, что он уже становится научным центром исламской проблематики… Существует попытка как-то анализировать, прознать сущность этой проблемы и самое главное, обменяться мнениями. Кто-то этим занимается в Казахстане, кто-то в Севастополе, кто-то в Казани, А когда Казанский университет собирает нас – я бы назвал это главной миссией.
Баталова Сажида Рустамовна, к.пед.наук, доцент ФГБОУ ВО ВСГИК, член Совета Ассамблеи народов России, председатель Ассоциации народов Бурятии, зам.председателя Общественной палаты РБ (г.Удан-Удэ, Россия), модератор секции «Социальная инфраструктура мусульманского сообщества».
Было здорово, что вчера мы проговорили какие-то идеологические моменты, мы говорили о «серединном» исламе, о «серединном» пути, о кораническом гуманизм и сегодня было легче ставить вопросы и обозначать проблемы социальной инфраструктуры мусульманского сообщества. Аудитория была очень подготовленная, с разных сторон эту картину мы представили, поэтому, я думаю, секция удалась…. Мне очень импонировало, что мы говорили о непрерывной системе исламского религиозного образования, мы говорили о единой мусульманской платформе, на которой нужно настроить и образование и просвещение, и со своей стороны мы добавили социализацию людей. Это очень серьезные вещи и есть уже хорошие наработки в регионах. Просто их нужно аккумулировать, консолидировать ресурсы и начинать двигаться дальше.
Фархшатов Марсиль
20.12.16, 14:30
|
Еще раз спасибо за отличное проведение |
Сажида Баталова
20.12.16, 14:04
|
Приняла участие в Международном форуме "Ислам в мультикультурном мире". Собрались очень серьезные эксперты, богословы, теологи, ученые со всего мира, СНГ, Кавказа, Поволжья, Москвы, Сибири. Я была модератором площадки "Социальная инфраструктура мусульманского общества" |
Флюра Амировна
20.12.16, 13:02
|
Благодарим за приглашение на форум. Форум прошел на высоком уровне. Дальнейших Вам успехов! |