8 августа исполняется 50 лет с момента создания Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Россия в целом и Татарстан в частности сегодня идут по пути активного развития взаимодействия со странами, входящими в ассоциацию: Вьетнам возвращается на позиции давнего друга нашего государства, Индонезия блещет новыми перспективами сотрудничества, а Сингапур, к примеру, принес в нашу республику электронное правительство и Иннополис – именно в тандеме с этой страной создавался татарстанский IT-город. Эксперты Института международных отношений, истории и востоковедения рассуждают о том, как будут в дальнейшем складываться отношения России со странами АСЕАН, какие государства ассоциации представляют для нас наибольший интерес, и на каких направлениях Татарстану нужно поработать в области развития взаимодействия с государствами Юго-Восточной Азии.
Прежде всего, стоит отметить что АСЕАН – это дна из самых влиятельных организаций в Юго-Восточной Азии. При этом она еще и самая успешная в интеграционном плане, считает Роман Пеньковцев. Пожалуй, ни одна организация не придала своим участникам такого стимула для развития активными темпами, не способствовала прогрессу столь сильно.
– За 50 лет те страны ассоциации, которые ранее считались развивающимися, имели низкий уровень жизни населения, низкий уровень производства, сегодня превратились с процветающие развитые страны с огромным экономическим потенциалом и к тому же большим политическим влиянием, - отмечает эксперт. – Это произошло благодаря интеграционным процессам в рамках АСЕАН. Сегодня такие гиганты региона, как Япония, Китай, Южная Корея, да и гиганты мирового масштаба – Россия и США – уже не стоят на позиции ведущих по отношению к государствам- членам ассоциации, сегодня они вынуждены прислушиваться к их голосам и воспринимать их как равных участников экономических и политических процессов. При этом, в отличие от Евросоюза, в АСЕАН не за всю историю существования не наблюдалось критичных кризисных явлений, а, значит, как это ни парадоксально звучит, модель АСЕАН сегодня является лучшей интеграционной моделью в мире.
Ключевым трендом развития Юго-Восточных стран сегодня стоит назвать уход от решения чисто экономических вопросов к участию в решении проблем политических. Если ранее деятельность в рамках АСЕАН была направлена на развитие тяжелой промышленности в регионе, информационных технологий, транспортной инфраструктуры, то два последних десятилетия государства региона активно развивает политическое сотрудничество с различными государствами. Сегодня никакие процессы в Юго-Восточной Азии, в том числе связанные с борьбой с терроризмом, созданием безъядерного пространства без участие АСЕАН не решаются, замечает эксперт.
В советское время этот блок стран не виделся нам в качестве перспективного партнера, поскольку большинство государств АСЕАН проводили капиталистическую политику. Кроме того, в годы Холодной войны государства ассоциации стояли по другую сторону баррикад от нас, напоминает Марат Гибадуллин. Сегодня же интерес к этому региону у нас большой.
– В связи с известными событиями – обострением отношений с США и, в особенности, с европейскими странами, которые для России традиционно были важными торговыми партнерами, - интересы России переключаются на другие регионы мира, в том числе на регион стран АСЕАН, который является динамично развивающимся регионом мира, - поясняет эксперт. – Здесь расположены так называемые новые индустриальные страны, роль которых в мировой экономике с каждым годом возрастает, поэтому вполне закономерно что наш дипломатический корпус, экономические ведомства проявляют большой интерес к сотрудничеству с этими государствами как в формате двусторонних отношений, так и в формате этой организации.
При этом необходимо отметить, что государства внутри ассоциации не являются однородными – у них разный уровень экономического развития, экономического потенциала для взаимодействия, поэтому отношения России со всеми странами АСЕАН не могут выстраиваться на одном уровне, считает эксперт. России нужно расставить приоритеты, определив, какие государства ассоциации для нее наиболее важны, с какими из них развивать отношения в условиях санкций было бы наиболее выгодно.
– Среди таких стран ассоциации, прежде всего, нужно отметить Республику Корея. Мы разорвали отношения с наиболее развитыми странами, и сегодня санкции, которые принимаются в отношении нас, бьют в большей степени по технологичному сектору. Полностью за счет Южной Кореи мы закрыть этот вопрос не сможем, но хотя бы какую-то часть от разрыва связей компенсировать сможет, - рассуждает эксперт. – Выгодно было бы развивать отношения также с Индонезией – прежде всего, в области легкой промышленности, - с Вьетнамом, Сингапуром, Малайзией. С остальными государствами все сложнее – их уровень развития еще достаточно низок, поэтому радужных перспектив от взаимодействия не наблюдается.
Кроме того, Россия сегодня активно проникает в Азиатско-Тихоокеанский регион, и здесь возникает вопрос, с кем сотрудничать в нем, обращает внимание Роман Пеньковцев. Наибольшие возможности для развития взаимодействия возникают у России именно в отношении стран, входящих в ассоциацию. Прежде всего, такое положение дел сложилось, поскольку государства АСЕАН хотят сохранить собственный политический курс, не подпав под влияние США или Японии. В этом плане Россия, обеспечивающая определенный противовес, для них удобна – страны АСЕАН являются сторонниками курса на создание многополярного мира. А о динамике развития взаимодействия красноречиво говорит тот факт, что третий саммит Россия-АСЕАН был проведен на территории нашего государства – в Сочи, а также то, что на нем был принят план развития сотрудничества между государствами до 2020 года.
Если же говорить непосредственно о Татарстане, то здесь надо отметить, что территориальное положение региона в этом отношении не совсем выгодное – у республики нет прямого выхода на эти страны, подчеркивает Марат Гибадуллин. Однако это не повод оставаться в стороне, региону нужно искать возможности для взаимодействия с государствами АСЕАН, те, которые он сможет реализовать лучше своих конкурентов на внутреннем российском рынке. При этом упор в развития взаимодействия должен быть на мусульманские страны.
Согласен с коллегой и Роман Пеньковцев. По его мнению, Татарстан в этом случае вновь может стать пилотным регионом по развитию международных отношений с исламскими государствами, а если не полностью исламских, то со значительной доле исламского населения в них. При этом самому Татарстану нужно продолжать перенимать опыт развития региона, используемый в Сингапуре и Малайзии. Продолжать, потому что первые шаги в этом направлении уже сделаны: так, например, сингапурские компании внесли огромный вклад в формирование татарстанского электронного правительства. При создании инновационной инфраструктуры в Татарстане также во многом был использован опыт Сингапура и Малайзии. В частности, Иннополис, призванный стать ведущей площадкой в России в сфере инфокоммуникационных технологий, был создан совместно с коллегами из Сингапура.