Бизнес-тренер, фасилитатор проектов, спикер и ведущий Андрей Крылов проведет тренинги для участников VIII Международного фестиваля школьных учителей.
В списке регалий также значится: модератор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, управляющий партнёр московской компании «Living Eyes Consulting». На пяти мероприятиях фестиваля Андрей Владимирович расскажет о самых востребованных качествах и навыках уже близких 20-х годов, покажет «технологии, помогающие понимать других и управлять группой», научит «продуктивно» строить общение с нужным результатом. Накануне встречи с педагогами Андрей Крылов поделился секретами успешности в интервью газете «UNIвести».
- Если «самый важный вопрос жизни – куда направлено твое внимание» – по установке Стивена Гиллигена и Вашей, – первый вопрос напрашивается сам: куда направлено сегодня Ваше внимание?
- Для меня во всем разнообразии мира наиважнейшая тема – коммуникация: между человеком и человеком, человеком и сообществом, человеком и регионом, страной, брендом в маркетинге. Без неё в обществе нас нет. Без неё не разобраться внутри себя. А если не понимаем себя – мы несчастны. Есть прямая связь между коммуникацией с собой, познанием себя и тем, как выстраиваются наши отношения с другими. По сути, расстояние между тобой и другими людьми такое же, как между «тобой и тобой».
Для меня основной вопрос Фестиваля тоже про коммуникацию, про то, как сделать её эффективнее: перейти от учителя поучающего к учителю, помогающему ребёнку развиваться и превосходить учителя. Мои мастер-классы и проблемные дискуссии о результативной коммуникации и технологиях, к ней ведущих.
Итак, фокус моего внимания направлен на решение задач коммуникации. И понимания её в разных аспектах. В начале – моя работа в исследованиях взаимодействия массовой коммуникации со СМИ. Затем – как продолжение – обучение по авторским программам в разных регионах и странах. Далее: постепенный уход от содержания коммуникации к её форме.
Понимая, как устроена коммуникация, почти одинаково просто вести школьный урок, деловой ужин или совещание правительства. Успех коммуникации на 90-95% зависит от того, как мы говорим, как организуем сам процесс, что чувствуем, что стоит за содержанием текста. Если в коммуникации мы вызовем интерес, зададим мотивирующие на ответ вопросы, вызовем эмоции, организуем диалог, будем с интересом слушать и поможем собеседнику (участникам) самому найти ответы, то результат будет уже хотя бы потому, что решения придут от человека (людей), заинтересованного в них.
При таком подходе задача ведущего (учителя, главы корпорации или целого региона) стимулировать развитие и поиск решений, нужных самим участникам (ученикам, сотрудникам, чиновникам). Это древние (вспомните Сократа!) и в тоже время современные технологии коммуникации: коучинг, фасилитация, модерация, психология. Без этих технологий человеку и обществу при терабайтном потоке информации и постоянном стрессе не выжить или, по крайней мере, не быть эффективными.
Если кратко, цель любой коммуникации в производимом ей эффекте. Мы часто забываем об эффекте и уходим в процесс коммуникации на основе «как нам кажется» или собственного самолюбия. И все стороны от этого страдают. Моя задача - здесь на Фестивале - научить получать желаемые эффекты от коммуникации.
- Вы многое уже успели сделать и делаете. От чего зависит жажда деятельности, наличие неистребимой предпринимательской жилки в человеке? Не разговоры, не страх что-то менять и меняться, даже рисковать, а именно желание и силы действовать?
- Нет смысла жаловаться, бояться или сетовать на жизнь. Смысл в том, чтобы менять ситуацию, радоваться и делать свою жизнь, жизнь близких и других людей лучше. Я не считаю, что сделал много, не смотрю на успех… Локальная, видимая нам сейчас точка на горизонте жизни – это смерть. Остальное - процесс жизни и перехода между двумя точками.
Помогают быть активным простые вещи, мотивирующие изнутри. Прежде всего осознание конечности времени бытия, понимание своих задач в нём, любопытство и страсть к жизни, радость от сделанного для других, кризисы и боль (как способы преобразований), близкие люди и красота природы, человека… Да много всего вокруг и внутри …
- Как Вы думаете, кому Вы, прежде всего, обязаны своим успехом, востребованностью? Как из Вас получилось то, что получилось?
- Как получилось? Просто шёл. Ошибался, падал, вставал. Шёл снова. И снова делал ошибки, снова падал. Главное, шёл дальше. И снова может все повториться. Конечной точки нет. Жизнь – это процесс, это сам путь. Многих попутчиков хочу благодарить, все они учили и учат меня. Прежде это родители, моя жена, наши дети, враги, друзья, это многие и многие те, кто неравнодушен. Включенность в коммуникацию, вот что важно. Если ты включен, общаешься с душой, оставляешь след в другом человека. У каждого из нас много попутчиков добрых и злых (как нам кажется) и все они учат нас чему-то. Благодарю каждого! А успех субъективен. Он от других людей приходит, от тех, кому помог, для кого сделал доброе дело.
- Насколько осознанной была дорога в бизнес-экспертизу? Началась с химии, повернула на социологию, психологию…
- Осознание приходит постепенно, когда часть пути уже пройдена. А развитие случается через кризис и – часто – боль. Это нормально, даже хорошо. Мой путь – от простого к сложному. Химия тоже коммуникация (взаимодействия и отношения между атомами и молекулами), как и социология, и психология (коммуникация между общностями или между людьми, или внутри самого человека). Если смотреть на путь из начальной точки, он кажется хаосом. Если смотреть на путь, когда часть дороги пройдена, видны логика и преемственность. А ещё яснее смотреть из конечной точки жизни или пути. Это уже технологии форсайта.
- Научите! Пожалуйста…
- Пожалуйста! Вот одно простое и продуктивное упражнение на осознание и корректировку собственной жизни – письма самому себе из Ваших разных возрастов. В тишине и в уединении напишите себе несколько писем: из возраста на 10, на 20-25 лет больше, чем Вам сейчас, и из самого конца Вашей жизни. Пишите о том, что Вы, с вершины своего опыта и понимания пройденного пути, советуете себе теперешнему изменить, сохранить или начать делать. Смотрите на свою жизнь из будущего, как если бы оно уже случилось, и тогда, глядя оттуда, у Вас будет больше возможностей изменить в лучшую сторону настоящее (ведь оно и всё, что после него видится Вам в письме как уже случившееся, – прошлое, которое можно изменить).
И ещё. Напишите себе теперешнему письмо из своего детства, когда Вы были полны ярких безграничных желаний и чувствовали прекрасный мир вокруг, с радостью слушали его чудесные переливы. Напишите из того славного времени от маленького человека письмо себе взрослому с просьбами и напоминаниями о внимании к самому важному и ресурсному для Вас во взрослой жизни. О чём Вы в суматохе настоящего подзабыли, возможно. Пишите просто, как идёт Ваша рука, не останавливайтесь и не задумывайтесь, пока не иссякнет то, что важно и нужно сказать.
Написав и перечитав эти письма, составьте список изменений: что изменить, что сохранить, а что начать делать, возьмите на себя обязательства и начните их воплощать. Сохраните эти письма и периодически повторяйте эту полезную процедуру.
- Спасибо, надо попробовать! У Вас есть возможность многое и многих сравнивать. Чем отличаемся мы, жители провинций, от столичных жителей?
- Да, я побывал кое-где: регионов 35-40, более 100 городов. Время от времени мне задают этот вопрос. Я обратил внимание на то, что многие, живущие не в столицах, часто хотят туда попасть. Если это желание рассматривать как ресурс своего развития и реализовать его, то это положительно для действующего человека. Если завидовать и сокрушаться, то разрушительно для страдающего.
Помните, «цель коммуникации в производимом ей эффекте»? Так вот. Различия я вижу в основном в отношении нас самих к тому, где мы живём, различия в нашем собственном восприятии: «Как я вижу и ощущаю место, где живу? Что я хочу и могу для него сделать и получить взамен?». Цифровое равенство почти уравняло возможности живущих в разных уголках нашей страны. Могу привести свой пример. Я родился и вырос в Москве. Учился, делал карьеру, рос в центре столицы и 7 лет назад понял, что устал от неё, что хочу жить на природе. С женой мы уехали из города из комфортабельной квартиры в глушь. Даже не в деревню, где есть газ и электричество, а «в чистое поле» с лесом и речкой. И что? Я точно также веду свои программы, летаю по стране, выступаю. Встречаюсь… Пишу эти строки, сидя в своём летнем кабинете в лесу под открытым небом. И в провинции, и в столице при желании и нужной организации мы все имеет сходные возможности. Я получаю значительно больше радости от жизни с семьёй на природе, «держа» при этом баланс между Москвой, поездками по стране и своим домом в лесу. Конечно, лучше иметь все эти возможности, и потенциально они есть у каждого из нас. Важно в начале понять себя и что действительно ты хочешь. А для этого пишите себе письма!
- Андрей Владимирович, Вы планируете провести мастер-классы о компетенциях будущего, основах фасилитации и игрофикации? Почему выбраны именно эти темы и в такой последовательности для общения с педагогами?
- Темы для Фестиваля выстроены в логике вопросов: что происходит сейчас и к какому будущему это ведёт? Какие качества и компетенции нужны для успеха в будущем? Что может сделать школа для развития этих качеств и компетенций при том, что знания моментально устаревают, а формат их донесения меняется? Как способствовать обучению не уча, а делая это интересно через игровые способы и развивающие вопросы? Связывает все мои мероприятия вопрос: как помогать маленькому человечку развиваться так, чтобы он был востребован и счастлив сейчас и в будущем. Моя миссия на Фестивале - помочь перейти от поучающего учителя к учителю-партнёру ребёнка, учащего учиться ребёнка на собственном примере. Ибо нам всем «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее».
Последовательное вхождение в темы моих мастер-классов позволит испытать на себе действия технологий фасилитации, игрофикации, развивающих вопросов, обогатиться опытом. Человек лучше всего учится через насущную деятельность, решение актуальных для себя задач, через опыт, а не через тексты и лекции «говорящих голов». Записывайтесь, приходите и сами всё увидите, ощутите на себе, а точнее изнутри себя.
- Что еще помогает выбраться из «крысиных бегов», избежать подобной участи нашим детям, внукам?
- Мне - смена деятельности, путешествия, новые впечатления и в тоже время тишина, сон и бездействие. Важно побыть с самим собой и ощутить, каково мне сейчас, что происходит, куда я двигаюсь, что хочу сейчас и дальше. Всё может превратиться в рутину, если оно в избытке. Важен баланс и паузы. Телевизора у нас нет с 2001 года. Мы тогда получали второе образование (социологическое) и работали с женой в медиа-агентствах. Это дало видение и понимание бесполезности ТВ. Для меня ТВ и книги во многом заменяет общение с людьми – реальное или виртуальное. Если нужна информация – спрашиваю людей или поисковик. Или обращаюсь к своей социальной сети, в ней тысячи контактов. И Вы тоже уже в ней. И я приглашаю присоединиться вас, уважаемые читатели и участники Фестиваля и к моим мастер-классам, и к моей социальной сети. Добро пожаловать!