О том, как справиться с агрессивным состоянием, рассказали на тренинге в Центре психологической помощи Елабужского института.
Беседу со студентами провёл магистрант 1 курса Института психологии и образования Андрей Груздев. Основная цель тренинга, по мнению его ведущего, установить в ходе занятия доверительные и доброжелательные отношения между ребятами, настроить на сотрудничество и взаимопомощь.
Тренинг состоял из 5 этапов. На первом этапе – этапе знакомства - участники и психолог выполнили упражнение «Автопортрет». На листке каждому из присутствующих необходимо было написать небольшой рассказ о себе: своём характере, увлечениях и привычках, любимых фильмах. Все «автопортреты» студенты сдают ведущему, который зачитывает их и предлагает группе отгадать кто это. «Не обязательно указывать явные характеристики, по которым вас можно узнать. Тренинг наиболее эффективен в незнакомой компании, потому что основная его цель – познакомиться и в шутливой форме повысить у игроков способность соотносить различные характеристики с внешними образами людей», - объяснил Андрей.
Далее студенты перешли к упражнению «Бабочка-ледышка». Студенты, находясь в кругу, передавали друг другу предметы, которые становился то «горячей картошкой», то «ледышкой», то «нежной бабочкой». Как объяснил психолог, данная игра направлена на то, чтобы развить умение контролировать себя, обратить внимание на тактильные ощущения. «Чем старше мы становимся, тем меньше включаем своё воображение. Следовательно, становимся более чёрствыми и пассивными. Это упражнение способно студента, казалось бы, уже взрослого человека, активизировать и раскрепостить», - отметил ведущий.
На следующем этапе магистрант предложил всем участникам слепить какую-либо сказку или персонажа из пластилина. Позже присутствующие обсудили персонажи, их внешний вид и моральное состояние их «творца». «Помимо того, что работа с пластилином даёт возможность сместить энергию кулака студента, она направлена и на его эмоциональное самовыражение. К тому же включение в детское творчество оказывает на взрослых потрясающий терапевтический эффект», - объяснил Андрей.
Центральным заданием для участников тренинга стала игра-визуализация «Подъём на гору», направленная на проработку личностных проблем студентов. По мнению ведущего тренинга, образы, связанные с бессознательным, являются универсальными. Именно поэтому их легко можно соотнести с жизненными ситуациями.
В ходе погружения в игру ведущий предлагает присутствующим помедитировать. Все закрывают глаза и постепенно оказываются у подножия горы, затем им даётся указание «подняться». В момент погружения они описывают обстановку, вид местности, внешний вид горы, продолжительность движения, уровень сложности подъема и панорамный вид. Важно замечать, какими признаками описывается путь и процесс преодоления препятствия, так как перечисленные характеристики можно перенести на людей. Человек, достигший многих поставленных целей, обычно без труда может подняться по этой дороге. Он проходит через лес, взбирается по внушительному подъему на гору средней величины. На ее вершине он находит место, откуда открывается панорама во все стороны. Погода хорошая, человек видит далеко. Визуализация условно делится на 3 компонента - восхождение, панорама и спуск. «Некоторые люди ставят перед собой высокие или даже крайне высокие цели, другие довольствуются средним уровнем и испытывают при этом меньше сложностей. Следует обращать внимание на своеобразие сложности подъема, необходимость карабкаться. Данный этап показывает, каким образом данный человек привык решать задачи и добиваться своих целей. Усердные и всегда готовые работать люди без каких-либо указаний начинают подниматься, как только перед ними возникает ее образ. Люди, привыкшие к удобствам и избегающие проблем, выбирают прогулочный путь, утомляются, часто отдыхают в пути», - объяснил Андрей Груздев.
Панорама - это второй компонент игры. Человек наблюдает мир в совершенно иной перспективе, чем он привык. Он отдален от земли, все уменьшено, но вид, распростертый до горизонта, великолепен. Описание этого этапа подъёма – своеобразное вознаграждение за проделанную работу и достигнутые цели. Способен ли герой оценить результаты проделанной работы? Умеет ли он анализировать успех и наслаждаться им? Третий компонент визуализации - спуск. Если человек достаточно побыл на вершине горы, увидел панораму и описал ее, ему дается на выбор возможность спуска вниз - либо по той же дороге, по которой он поднимался, либо - по какой-нибудь другой. Иногда люди неохотно спускаются вниз, особенно те, у которых высокий уровень притязаний. Обозрение панорамы они восприняли, как облегчение, а возвращение, соответственно, - прямо противоположно.
В завершении встречи состоялось обсуждение, где студенты поделились своими впечатлениями от тренинга. Таким образом, тренинг помогает понять себя, наладить отношения с родными и близкими, научиться контролировать свои эмоции и снимать агрессивное состояние. Студенты вуза после тренинга признаются, что эта встреча помогает им развивать свою эмоциональную гибкость, формировать адекватную самооценку.