Торжественное открытие итоговой научно-образовательной конференции студентов состоялось в актовом зале.
В этом году конкурс научных работ и статей проходил в новом формате, отбор осуществлялся на трех этапах: кафедральном, факультетском и в очной презентации. Впервые студентам пришлось не только провести исследование, но и защищать его публично, что отразилось на повышении качества докладов.
Юных ученых поприветствовали заместитель директора по образовательной деятельности Айрат Кавиев и к.п.н., доцент кафедры педагогики Надежда Савина, которая курирует научно-исследовательскую работу студентов.
– Сегодня вы начнете знакомиться с результатами деятельности невидимых постороннему глазу лабораторий специфического исследовательского труда студента и его научного руководителя. Труда, который превращает студента в яркую индивидуальность и довольно часто определяет его судьбу, направление и характер профессиональной деятельности, – отметила Надежда Николаевна. – Само систематическое участие в конкурсах способствует наращиванию и опыта, и интеллектуального потенциала, а также является показателем качества подготовки и деятельности учебного заведения.
Представляя результаты научно-исследовательской работы студентов Елабужского института КФУ за учебный год, Надежда Савина отметила значительный рост числа участников конкурса и повышение качества статей, которые влияют на узнаваемость университета.
С итогами своих исследований аудиторию ознакомили 4 докладчика. Татьяна Власова, студентка 4 курса факультета филологии и истории, посетила Германию и пообщалась с местными жителями для сбора материала по теме «Использование устных источников в процессе изучения проблем организации внутренней жизни российских немцев в Германии в 90-е годы XX века». Раиля Илаева, пятикурсница факультета иностранных языков, провела эксперимент в городской гимназии №4, а затем сравнила показатели экспериментальной и контрольной групп школьников другого учебного заведения Елабуги. Полученные данные изложены в работе «Исследовательский подход как условие формирования жизненной стратегии у старшеклассников», с которой Раиля заняла второе место на Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России».
Трудно ли вести полевое исследование, если напарник одновременно твой университетский преподаватель? Этот вопрос раскрыла Зухра Бикмухаметова, студентка 4 курса факультета филологии и истории. Ее выступление «Рефлексия в «поле»: позитивные и негативные стороны работы вдвоем» вызвало особый интерес в аудитории как среди студентов, так и преподавателей, активно задававших вопросы.
Румия Муртазина, третьекурсница факультета иностранных языков, представила работу «Исследование адаптации иностранных студентов к обучению в вузе». Слушатели с интересом задавали вопросы о методах получения данных и возможностях реализации предложенных рекомендаций.
– В прошлом году я заинтересовалась проблемой адаптации студентов к обучению в Елабужском институте КФУ, – рассказала Румия Муртазина. – Проведен опрос около ста человек, сделаны определенные выводы. В этом году вместе с научным руководителем мы решили углубить исследование и заняться проблемой адаптации иностранных студентов. Это актуальная проблема, так как все российские вузы заинтересованы в повышении международного рейтинга. Мы опросили 50 студентов-первокурсников, приехавших из других государств, охватили все факультеты.
Сделан вывод, что юноши стран ближнего и дальнего зарубежья адаптируются немного хуже, чем девушки. Кроме того, уровень тревожности у таких юношей выше. Установлена тесная связь между уровнем тревожности и степенью адаптации студентов.
На основе эмпирического исследования сформировали рекомендации: при обучении включать в микрогруппы соотечественников одного русскоязычного студента, чтобы он помог правильно организовать работу; службам психолого-педагогической поддержки следует расширить зоны влияния воспитательных мероприятий с этой категорией молодежи. Иностранным студентам для успешной учебы необходимо использовать толковые словари, параллельно расположенные тексты на двух языках, не замыкаться на соотечественниках, а больше общаться с русскоязычными знакомыми.
Главная цель исследования – внедрить рекомендации в практику, чтобы оказать помощь иностранным студентам.
Заниматься научной работой непросто. Пришлось перерыть множество библиотек, прочесть немало трудов, чтобы создать необходимую теоретическую основу для исследования. В эмпирической части главной сложностью стал языковой барьер. Научные термины, используемые в анкете, не всегда были понятны иностранным студентам. Приходилось пояснять другими словами или прибегать к помощи их друзей-переводчиков, давать опросные листы на дом.
После завершения пленарного заседания Надежда Савина поделилась своим мнением: «Победители конкурса – хорошо подготовленные в методологическом плане студенты, которые планируют продолжение работы в этом направлении. Меня поражает их работоспособность, целеустремленность. Научная работа – сложная по характеру, объемная, представляющая большую нагрузку. Это труд не для выступления или получения призового места. Это работа над развитием личности студента».
Заседание секций итоговой научно-образовательной конференции продлится 3 дня. 21 апреля будет названы «интеллектуальные лидеры» Елабужского института КФУ.