Модераторам Фестиваля школьных учителей, безусловно, есть что сказать участникам Международного форума.
Мы пообщались с зарубежным модератором Юлией Койновой-Цельнер. Доктор философских наук, научный сотрудник кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока факультета педагогики Технического университета приехала к нам из г.Дрезден (Германия).
Если не вложить максимум усилий, то всю оставшуюся жизнь будешь проклинать себя за то, что этого не сделал.
- Ваши мастер-классы направлены на активизацию самообучения учащихся на уроке, также на кооперативное обучение в педагогическом образовании. Расскажите поподробнее, о чем Вы будете рассказывать своим коллегам?
- Мне кажется, сейчас очень актуально осветить важность отношений, которые формируются между «старшими» и «младшими», между учителем и учеником. При этом, мне очень важно донести то, что ученики, в первую очередь, такие же субъекты учебного процесса, которые формируют наше будущее. Мы вместе с ними проходим этот путь, и мы - «старшие», значит, мы несем на плечах некий авторитет, и здесь, естественно, создается определенная иерархия, но при этом нужно уметь создавать равнозначное отношение. Некоторым учителям сложно отследить эту равнозначность, поэтому на своих мастер-классах и тренингах мне бы хотелось говорить не только о демократизации педагогического процесса, но и обозначить некоторые методические возможности формирования этих процессов на уроке. Я со своей стороны подготовила некоторые методы, которые помогут установить демократизацию отношений в педагогическом процессе.
- Можете рассказать о каком-нибудь подобном методе?
- Они очень разнообразны! Из дидактики кооперативного обучения могу назвать такие, как «Пазл в парах», «Найди ошибку», «Взаимное обучение при чтении текста», «Построение статуи». Все методы способствуют, в первую очередь, активизации ученика на уроке, также методы помогут взглянуть на учебный процесс глазами самого обучаемого.
- Как бы Вы преобразовали учебный процесс? Что нового бы внесли?
- В прошлом году подруга подарила мне книгу. Она называлась «Школьный инфаркт». И действительно, читая ее, у меня перед глазами представилась подобная картина. Еще и 100 лет не прошло, как Российская Федерация отвоевала право на образование. А сейчас мы уже говорим не о праве, а об обязанностях. У нас в Германии, если ребенок не присутствовал на первом уроке без причины, учитель обязан сообщить об этом в полицию. С одной стороны, это борьба с прогулами, а с другой - это отслеживание закона об обязанности учиться. Вы понимаете, какой парадокс? Говорим о праве, а боремся с обязанностями. А я думаю: «Зачем?» Может, нужно постараться осознать то, что право - это что-то хорошее? Может, нужно создать такую атмосферу, чтобы ребенок захотел учиться в школе? Последний импульс, который объяснит мое видение сегодняшней педагогики – это исследование австралийского ученого Джона Хэтти, который проводил самое большое социологическое исследование - он отслеживал и прогнозировал 250 млн опросников школьников! Говорить об этих исследованиях можно долго, но самое главное- это постараться взглянуть на мир глазами ученика.