Как формировать универсальные учебные действия на уроках физики в школе, участники фестиваля узнали на мастер-классе.
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» – заявлял Джон Дьюи. Эта цитата стала лейтмотивом интересного и познавательного мастер-класса кандидата наук, доцента кафедры физики Елабужского института КФУ Любови Красновой, тема которого – «Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках физики в школе».
Развитие универсальных учебных действий обучающихся связано, в первую очередь, с реализацией новых образовательных стандартов. Так, среди главных задач мастер-класса было обсуждение проблем, возникающих в ходе реализации ФГОС в стенах школы, а также обмен мнениями о нововведениях, происходящих в образовательной среде. По мнению большинства учителей, эти изменения необходимы, так как мир постоянно меняется, меняются дети, их сознание и мировоззрение, именно поэтому должно измениться традиционное школьное образование, чтобы воспитывать активного человека будущего. Однако, отмечают педагоги, не во всех школах обновили материально-техническую базу, что, во многом, осложняет реализацию основных постулатов образовательного стандарта.
По словам Красновой, современные дети относятся к Поколению Z (согласно Теории поколений У. Штрауса и Н. Хоува): они не любят долго концентрироваться, привыкли думать глобально, быстро принимают решения, предпочитают смотреть, а не читать, – именно поэтому необходимо менять не только систему образования, но и мышление учителей, которые должны четко осознавать, что ФГОС – это ступенька в завтра.
Модератор уверена, что урок физики – это благоприятная среда для реализации ФГОС и формирования познавательных универсальных учебных действий. Этому способствуют лабораторные занятия, на которых можно применять множество форм работы (эксперименты, поэтапное планирование урока), решение задач различных видов (графические, экспериментальные, текстовые). Любовь Краснова считает, что главная цель каждого учителя – суметь добиться понимания предмета, но сделать это нужно, отойдя от традиционных форм работы: необходимо не вложить знания, а позволить ребенку добыть их самому. На уроке физики сделать это проще всего: к примеру, можно дать обучающимся вещества и, позволив им самостоятельно провести эксперимент, дать понять, чем эти вещества отличаются друг от друга и почему.
Формированию УУД (познавательных, регулятивных) способствуют также методы активного обучения. Любовь Алексеевна призывает учителей чаще проводить интегрированные уроки, дидактические игры, давать творческие задания и заниматься проектно-исследовательской деятельностью с обучающимися. В свою очередь, собственным опытом работы поделились участники мастер-класса. По их словам, часто они связывают урок физики с биологией и анатомией. Например, описывая физические явления, учителя обращают внимание школьников на физиологию человека, рассказывая, как устроен организм и как он работает с точки зрения физики. Тогда, по мнению педагогов, дети начинают интересоваться предметом, они становятся внимательными к себе и природе, задумываются над строением мира.
Один из способов формирования личностных качеств у обучающихся – это личный пример, не случайно, по мнению Любови Красновой, существует выражение «Личность формируется личностью». Зачастую образ любимого учителя позволяет сделать в жизни правильный выбор, кому-то даже помогает определиться с профессией. Отличным способом формирования личностных и коммуникативных качеств является пример деятельности именитых ученых, сотрудничество с одноклассниками при работе в группах, создание ситуации, в которых обучающиеся будут учиться в общении друг с другом.
Не обошли стороной на мастер-классе и волнующий учителей вопрос об использовании и разработке технологических карт. Учителя признались, что им больше нравится старый вариант проектирования занятия – план-конспект урока. Между тем, по мнению Красновой, разработать технологическую карту легче, а самое главное, быстрее, просто важно понять логику ее построения. Это обновленный сценарий урока, который позволяет наиболее эффективно формировать УУД обучающихся.
Проблемы, поднятые на мастер-классе, вызвали бурное обсуждения среди участников. Об успешности прошедшего занятия свидетельствуют также их положительные отзывы и слова благодарности в адрес модератора: «Признаюсь, до сегодняшнего дня мы противились введению ФГОС. Многие учителя видели мало положительного в новых образовательных стандартах. Но сегодня на мастер-классе нам еще раз доходчиво объяснили, что из себя представляет ФГОС, нас познакомили с новыми, по-настоящему эффективными методами и формами работы, наглядно показали, что федеральный образовательный стандарт полезен и важен! Большое спасибо Любви Алексеевне! Дай Бог ей крепкого здоровья!», - поделилась впечатлениями участница мастер-класса, учитель физики Азнакаевского района Лилия Даминова.