1.
Цели освоения дисциплины |
Целями освоения дисциплины "Спортивная журналистика" являются:
| 1. ознакомление студентов с основными представлениями о социальной роли спортивной журналистики в современной России;
| 2. формирование знаний о способах функционирования спортивных средств массовой информации и основных тенденциях отражения в них вопросов развития спорта высших достижений и массового физического воспитания;
| 3. изучение методов работы спортивного журналиста в разных родах СМИ.
|
|
|
|
2.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата |
Дисциплина "Спортивная журналистика" относится к профессиональному циклу в ООП. Она предполагает овладение знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими квалифицированное участие бакалавра в освещении спортивной жизни. Дисциплина рассматривает в систематизированном виде вопросы роли, места и функций спортивной журналистики в контексте развития социальных институтов общества. Дисциплина основывается на положениях следующих учебных дисциплин: "Основы теории журналистики", "Основы журналистской деятельности", "Социология", "Социальная антропология и журналистика", "Социология журналистики", "Профессионально-творческий практикум", "Основы аналитической журналистики и художественной публицистики", "Психология журналистики".
|
|
3.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) |
|
1. место и роль спортивной журналистики в системе социальных институтов общества;
| 2. типологию спортивных средств массовой информации;
| 3. организацию работы спортивных пресс-служб и пресс-центров.
|
|
|
|
1. ориентироваться в системе средств массовой информации спортивной направленности;
| 2. создавать собственные архивы спортивных данных;
| 3. применять современные информационные технологии.
|
|
|
|
| 1. навыками проведения интервью со спортсменом, тренером, любителем спорта для дальнейшей публикации материалов в прессе;
| 2. методами анализа спортивной информации;
| 3. приемами и методиками создания публикаций на спортивную тему в разных жанрах журналистики.
|
|
|
В результате освоения дисциплины формируются компетенции:
|
|
В процессе изучения курса "Спортивная журналистика" у обучающегося формируются следующие компетенции:
| ОК-19 - способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
| ПК-29 - знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий;
| ПК-32 - знание особенностей работы в условиях мульмедийной среды и конвергентной журналистики, методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика);
| ПК-34 - знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ и мобильных медиа;
| ПК-41 - оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах - печатных, вещательных, онлайновых, мобильных;
| ПК-42 - редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов.
|
|
|
|
4.
Структура и содержание дисциплины (модуля) |
5.
Образовательные технологии |
Для изучения дисциплины "Спортивная журналистика" используются как традиционные, так и активные формы обучения. Традиционные технологии используются при реализации таких видов учебной работы как лекции и консультации. Активные формы обучения включают в себя деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги по интервьюированию. Учебный курс предусматривает встречи (мастер-классы) с российскими и татарстанскими спортивными журналистами.
|
|
6.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов |
Темы рефератов:
| 1. Воспитательная роль спортивной журналистики в современном обществе.
| 2. Ветераны спорта на страницах газет и в ТВ передачах.
| 3. Гражданская ответственность спортивного журналиста.
| 4. Освещение в СМИ истории развития спорта в России.
| 5. Работа пресс-службы спортивной команды (по выбору).
| 6. Типология печатных спортивных средств массовой информации.
| 7. Интернет-порталы международных общественных спортивных организаций.
| 8. Специализированные спортивные телевизионные каналы.
| 9. Первые российские спортивные издания.
| 10. Спортивные СМИ Казани сегодня.
| 11. Выбор жанра для спортивного материала.
| 12. Телевизионная съемка спортивных соревнований.
| 13. Спортивный комментарий как жанр
| 14. Основные направления деятельности пресс-центров в период подготовки и проведения соревнований.
| 15. Творческий портрет спортивного журналиста (по выбору).
|
| Контрольные вопросы для подготовки к зачету:
| 1. Спорт как социально-культурный феномен в жизни общества.
| 2. Государственная политика РФ в области физического воспитания и спорта.
| 3. Спорт как тематический тренд современной журналистики.
| 4. Современное олимпийское движение в зеркале СМИ.
| 5. Параспорт и спортивная журналистика.
| 6. Политика и спорт в современном обществе.
| 7. Организация спортивного менеджента и функции СМИ.
| 8. Психологические и медицинские аспекты современного спорта и их отражение в практике современных СМИ.
| 9. Основные этапы развития отечественной спортивной журналистики.
| 10. Эволюция информационных технологий и их роль в развитии спортивной журналистики.
| 11. Правовые и этические основы спортивной журналистики: специфика и особенности.
| 12. Особенности подготовки и проведения трансляции и освещения спортивных соревнований в электронных СМИ.
| 13. Особенности освещения спортивной тематики в печатных и он-лайновых СМИ.
| 14. Типология спортивных периодических изданий.
| 15. Типология спортивных электронных СМИ.
| 16. Виды и жанры спортивной журналистики.
| 17. Специализация спортивного журналиста.
| 18. Особенности работы с информацией в спортивной журналистике.
| 19. Специфика работы спортивного журналиста в прямом эфире.
| 20. Современные тенденции развития спортивной журналистики.
| 21. Специфика подготовки спортивного репортажа в телеэфире.
| 22. Специфика подготовки спортивного репортажа в радиоэфире.
| 23. Аналитические жанры в спортивной журналистике (электронные СМИ).
| 24. Аналитические жанры в спортивной журналистике (печатные СМИ).
| 25. Художественно-публицистические жанры в спортивной журналистике (электронные СМИ).
| 26. Художественно-публицистические жанры в спортивной журналистике (печатные СМИ).
| 27. Профессиональная компетентность и проблема ангажированности спортивного журналиста.
| 28. Спортивная журналистика: литература вопроса.
| 29. Новые жанры и форматы спортивного вещания.
| 30. Феномен присутствия спорта в структуре игрового развлекательного телевидения.
|
|
|
7.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) |
|
1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2009.
| 2. Михайлов С.А., Мостов А.Г. Спортивная журналистика. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005.
|
|
|
дополнительная литература:
|
|
1. Адамов Н. Осторожно, в эфире - спорт! // Журналист. ? 2006. ? № 2. ? С. 52-54.
| 2. Гусев В. "Беда нашей прессы - поверхностность..." // Журналист. - 2004. - № 9. - С. 57-58.
| 3. Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. - Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2007.
| 4. Ильченко С.Н. Олимпийские игры телевидения // Там же. - 2005. - № 8. - С. 55-57.
| 5. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.
| 6. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Питер, 2008.
| 7. Скоробогатько В. Спорт - это динамика // Журналист. ? 2005. ? № 9. ? С. 84-86.
| 8. Спорт в зеркале журналистики / сост. Г.Я. Солганик. - М.: Мысль, 1989.
| 9. Степанов В.Г. От репортажа к репортажу: [заметки журналиста о спорте]. - Якутск: Пранат, 1995.
| 10. Тырыгина В.А. Жанры в информационно-массовом дискурсе. - М.: Прометей, 2007.
| 11. Чирков А. Бегу в ногу с журналом // Физкультура и спорт. - 2007. - № 5. - С. 30.
|
|
|
программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
|
|
1. Internet Explorer.
| 2. Microsoft Office Outlook.
| 3. Microsoft Office PowerPoint.
|
|
|
8.
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) |
| Для успешного освоения дисциплины необходимо обеспечение обучающимся доступа в Интернет, наличие компьютерного класса для проведения презентаций самостоятельных исследований.
|
|
|
1.
Цели освоения дисциплины |
Выявление и осмысление закономерностей и ведущих тенденций развития татарской литературы послеоктябрьского периода ХХ века и начала ХХ1 века в ее основных художественных достижениях и противоречиях; изучение творчества крупнейших писателей в контексте определенного литературного периода.
|
|
2.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата |
Данная учебная дисциплина входит в раздел "Б.3.Д.В5. Профессиональный цикл. Базовая часть" ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700- "Журналистика".
|
|
3.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) |
|
общественно-культурные условия, под влиянием которых развивалась литература ХХ века; основных тенденций литературного процесса, тематическое разнообразие, богатства художественных средств, а также традиции и новаторства отдельных авторов и их литературно-эстетические искания.
|
|
|
применять полученные знания в области теории и истории литературы, литературной критики.
|
|
|
основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области истории татарского литературы; навыками анализа и интерпретации прозаических, поэтических, драматических произведений на основе современных методик, а также самостоятельного изучения научно-критической литературы.
|
|
В результате освоения дисциплины формируются компетенции:
|
|
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700- "Журналистика":
| а) общекультурные (ОК):
| владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обо?б?щению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
| б) профессиональными (ПК)
| - способность применять полученные знания в области теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследова?тель?ской деятельности (ПК-5);
| владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);
| владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).
|
|
|
4.
Структура и содержание дисциплины (модуля) |
5.
Образовательные технологии |
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (дисциплина определяется по выбору обучающегося).
| При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (проблемное обучение, деловые и ролевые игры, анализ конкретных произведений, статей, монографий и т.д., исследовательские технологии, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
|
|
|
6.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов |
7.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) |
|
Татар әдәбияты тарихы. 6 томда. 4 том.- Казан: Тат.кит.нәшр., 1989.-567 б.
| Татар әдәбияты тарихы. 6 томда. 5 том. - Казан: Тат.кит.нәшр., 1989.-543 б.
| Татар әдәбияты тарихы. Алты томда. Т.6. -Казан: Раннур, 2001.- 544 б.
| Хәзерге татар әдәбияты.- Казан: Мәгариф, 2008.- 455 б.
|
|
|
дополнительная литература:
|
|
Аминева В.Р. Типы диалогических отношений между национальными литературами (на материале проиведенй русских писателей второй половины Х1Х в. и татарских прозаиков первой трети ХХв. Казань: Казан.гос.ун-т, 2010. 476 с.
| Әдәбият белеме: Терминнар һәм төшенчәләр сүзлеге (Фәнни мөх.- Т.Галиуллин, Д.Заһидуллина).- Казан: Мәгариф, 2007.- 231б.
| Закирҗанов Ә. Заман белән бергә / Ә.Закирҗанов. -Казан:Тат.кит.нәшр., 2004.- 175 б.
| Закирзянов А.М. Основные направления развития современного татарского литературоведения (кон.ХХ - нач.ХХ1 вв.). - Казань: Ихлас, 2011. - 320 с.
| Заһидуллина Д. һ.б. Татар әдәбияты: Теория. Тарих / Д.Ф.Заһидуллина, Ә.М.Закирҗанов, Т.Ш.Гыйләҗев, Н.М.Йосыпова.- Тулыл. 2 нче басма.- Казан: Мәгариф, 2006.- 319 б.
| Заһидуллина Д. Яңа дулкында (1980-2000 еллар татар прозасында традицияләр һәм яңачалык) / Д.Заһидуллина. -Казан: Мәгариф, 2006.- 255 б.
| Галиуллин Т.Н. Шигърият баскычлары / Т.Галиуллин. -Казан: Мәгариф, 2002.- 231 б.
| Әхмәдуллин А. Күңелләрне уятыр: Хәзерге татар драматургиясе / А.Әхмәдуллин. -Казан: Мәгариф, 2007.-223 б.
| Әхмәдуллин А. Офыклар киңәйгәндә. -Казан: Тат.кит.нәшр., 2002.- 239 б.
| Әмирхан Еники һәм ХХ йөз татар әдәбияты.- Казан: РИЦ "Школа", 2009.- 424 б.
| Галимуллин Ф.Г. Офыкларны алдан күреп / Ф.Галимуллин. -Казан: Тат.кит.нәшр., 1995.- 200 б.
| Галиуллин Т.Н. Шагыйрьләр һәм шигырьләр / Т.Галиуллин. -Казан: Тат.кит.нәшр., 1985.- 208 б.
| Галиуллин Т.Н. Шәхесне гасырлар тудыра / Т.Галиуллин. -Казан: Тат.кит.нәшр., 2003.- 192 б.
| Галиуллин Т. Әдәбият - хәтер хәзинәсе / Т.Галиуллин.- Казан: Мәгариф, 2008.- 231 б.
| Галиуллин Т. Шигырь әсире. Җырлы гомер / Т.Галиуллин // Әдәбият - хәтер хәзинәсе.- Казан: Мәгариф, 2008.- 34-55 б.; 56-73 б.
| Даутов А. И.Юзеев шигъриятендә романтизм / А.Даутов. - Казан: Интелпресс, 2002.- 152 б.
| Миңнуллин Ф.М. Балта явызлар кулында / Ф.Миңнуллин.- Казан: Тат.кит.нәшр., 1994.- 344 б.
| Миңнуллина Ф. Юныс Сафиуллин драматургиясе / Ф.Миңнуллина.- Казан, 2007.- 132 б.
| Минһаҗева Л. Ибраһим Салахов / Л.Минһаҗева.- Казан: Матбугат йорты, 1999.- 176 б.
| Мусин Ф. М. Чор белән аваздаш / Ф.Мусин. -Казан: Тат.кит.нәшр., 1983.-298 б.
| Нигматуллина Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур / Ю.Нигматуллина. -Казань: Фән, 1997.- 190 с.
| Нигматуллина Ю.Г. "Запоздалый модернизм" в татарской литературе и изобразительном искусстве / Ю.Нигматуллина. -Казань: Фән, 2002.- 167 с.
| Русская литература ХХ века: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 2 т.- Т.2: 1940-1990-е годы / Под ред. Л.П.Кременцова.- 3-е изд., испр.идоп.- М.: Издательский центр "Академия", 2005.- 464 с.
| Сверигин Р. Яңа герой һәм яңа алымнар / Р.Х.Сверигин.- Казан: Тат.кит.нәшр., 1985.- 156 б.
| Хатипов Ф.М. Мөлкәтебезне барлаганда / Ф.М.Хатипов.- Казан: Тат.кит.нәшр., 2003.- 272 б.
| Халит Г.М. Кешегә һәм чынлыкка мәхәббәт белән / Г.Халит. -Казан: Тат.кит.нәшр., 1979.- 287 б.
| Ханзафаров Н.Г. Татарская комедия / Н.Ханзафаров. -Казань: Фән, 1996.- 189 с.
| Хәсәнова Ф. Ренат Харис шигърияте / Ф.Хәсәнова.- Казан: РИЦ "Школа", 2005.- 260 б.
| Шәмсутова А. Фәүзия Бәйрәмова прозасы.- Казан: Гуманитария, 2005.- 100 б.
| Яхин А. 10 сыйныфта татар әдәбиятын укыту. Укытучылар өчен методик кулланма / А.Яхин. -Казан: Мәгариф,1995.- 143 б
| Юзеев Н.Г. Шигърият дөньясы / Н.Юзеев. -Казан: Тат.кит.нәшр., 1981.- 312 б. (Такташ, Гафури, Бурнаш, Җәлил, Туфан, Фәйзи, Хәким, Баттал иҗатлары)
|
|
|
программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
|
|
Учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в локальной сети факультета. Для обучающихся обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
|
|
8.
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) |
Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё - в стандартной комплектации для лабораторных занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях).
|
|