1.
Цели освоения дисциплины |
Целями освоения дисциплины "Социальная антропология и журналистика" являются:
| - знакомство студентов с особенностями процессов динамики культуры с освоением понятий "культурные феномены", "коммуникативное поле культуры в журналистике";
| - овладение студентами умениями отличать символическую организацию культуры и проявлений в журналистской культуре с анализом культурных моделей, представленных в системе деятельности средств массовой информации, и используемых символов;
| - развитие профессиональных компетенций будущих журналистов в области обеспечения эффективности культурной коммуникации в журналистике, а также преодоления барьеров профессионального социального взросления.
|
|
|
2.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата |
Дисциплина "Социальная антропология и журналистика" читается как курс цикла Б2 - математический и естественнонаучный цикл. Слушателями ее являются студенты старшего курса. Данная дисциплина органично связана с такими предметами, изученными студентами ранее, как "Философия", "История", "Социология", "Культурология", "Основы межкультурной коммуникации" и пр. Все эти курсы предшествуют изучению проблем символической организации культуры, антропологии и социализации личности в процессе освоения культурных знаний.
| Для того, чтобы изучение дисциплины "Социальная антропология и журналистика" было эффективным, студенту необходимо обладать навыками в области социологических исследований, культуры общения, профессиональной коммуникации
|
|
|
3.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) |
|
- Основные понятия социальной антропологии, особенно выделяя те из них, которые отражают пути социализации средствами массовой информации;
| - Законы социализации (инкультурации) в контексте использования средств массовой информации;
|
|
|
|
|
- Ориентироваться в технологиях социальной антропологии как культурных моделях, представленных в системе деятельности средств массовой информации;
| - Использовать символы культуры в деятельности журналиста;
| - Анализировать процессы инкультурации в контексте современных задач, решаемых средствами массовой информации;
|
|
|
|
|
- Навыками формирования и саморазвития культуры деятельности журналиста для совершенствования профессиональной деятельности;
| - Приемами и методиками культурной коммуникации в журналистике для обеспечения эффективности журналистской деятельности.
|
|
|
|
В результате освоения дисциплины формируются компетенции:
|
|
В процессе изучения курса "Социальная антропология и журналистика" у обучающегося формируются следующие компетенции:
| ОК-14 - способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности;
| ПК-12 - понимание значения этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности, знание основных российских и международных документов по профессиональной этике;
| ПК-14 - ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России;
| - понимание пути журналистики как социализирующей системы общества, ее тесной связи с антропологическими явлениями и качественными особенностями, определяющими суть процессов социализации средствами массовой информации.
|
|
|
4.
Структура и содержание дисциплины (модуля) |
5.
Образовательные технологии |
Для изучения дисциплины "Социальная антропология и журналистика" используются как традиционные, так и инновационные формы обучения.
| Традиционные включают лекции и консультации.
| Инновационные предполагают организацию занятий в форме деловых игр, компьютерного симулирования, виртуальных конкурсов социоантропологических проектов.
|
|
|
6.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов |
Темы эссе:
|
| 1. Какие науки о человеке близки культурной антропологии и составляют с ней сферу наук о человеке?
| 2. В чем проявляется специфика культуры в современном мире?
| 3. Каковы слагаемые культуры?
| 4. Как сопоставляются понятия "культура" и "массовая культура"?
| 5. Что такое клиповость сознания и как это качество проявляется в деятельности современных публицистов?
| 6. Какие новые информационные технологии отличают современную систему массовой информации и коммуникации?
| 7. Что такое информационная война или медиа-война, каково ее значение для современного процесса коммуникации?
| 8. В чем особенности реализации функций журналистики в условиях культурного пространства?
| 9. Каковы механизмы формирования и поддержания социально-функциональной структуры общества?
|
| 10. Что такое культурные порядки, и как они проявляются в журналистике?
| 11. Классификация механизмов формирования культурных порядков в журналистике.
| 12. Понятие языка культуры и функции языков культуры в журналистике.
|
| Контрольные вопросы для подготовки к зачету и тестированию:
|
| 1.Понятие "культура": антропологический подход.
| 2.Место культурной антропологии в системе наук о человеке и публицистике.
| 3.Характеристика сигнального и исследовательского поведения.
| 4.Теория игр и ее применение в журналистике.
| 5.Концепция потребностей и социального действия как основа анализа социального взаимодействия.
| 6.Анализ социального взаимодействия - основа культурной антропологии.
| 7.Концепция социальной системы в культурной антропологии.
| 8.Концепция культурного института и особенности ее проявления в культурной антропологии.
| 9.Функции СМИ как культурного института.
| 10.Журналистика и задачи формирования и поддержания социально-функциональной структуры общества.
| 11.Стандартизация моделей СМИ в культурном пространстве.
| 12.Знак и символ: соотношение понятий.
| 13.Символические объекты в журналистике.
| 14.Текст СМИ в культурной антропологии.
| 15.Язык культуры в журналистике.
| 16.Информационный подход к коммуникации в журналистике.
| 17.Модели журналистской коммуникации.
| 18.Вербальная коммуникация в журналистике.
| 19.Процесс порождения речи в СМИ.
| 20.Невербальная коммуникация в журналистике. Стили невербального поведения.
| 21.Дискурс в журналистике.
| 22.Социализация и инкультурация: общая характеристика.
| 23.Этапы социализации журналиста.
| 24.Культурная активность журналиста.
| 25.Ролевое поведение журналиста.
| 26.Культурная эволюция: суть и слагаемые.
| 27.Постмодернизм и современные СМИ.
| 28.Принципы организации жизненного мира человека в свете постмодернизма.
| 29.Порождение культурных объектов.
| 30.Механизмы восстановления тканей культуры в СМИ.
|
|
|
7.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) |
|
Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М., 2006.
| Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. - М., 2004.
|
|
|
|
дополнительная литература:
|
|
Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. - М., 2003.
| Ван-Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989.
| Дорощук Е.С. Индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности. - Казань: Казанский государственный университет, 2009.
| Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. - М.: Наука, 1984.
| Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. - СПб., 1992.
| Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис; Издательская группа "Прогресс", 1992.
| Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973.
| Свитич Л.Г. Феномен журнализма. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2000.
| Соколов А.В. Социальные коммуникации. - М.: ИПО Профиздат, 20
|
|
|
программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
|
|
Internet Explorer
| Microsoft Office Outlook
| Microsoft Office PowerPoint
|
|
|
|
8.
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) |
Для проведения занятий по дисциплине необходимо наличие компьютерного класса с комплексом программ для проведения занятий в форме компьютерной симуляции и выходом в Интернет. Также необходимо наличие лабораторного комплекса, позволяющего проводить социоантропологические исследования в рамках лабораторного социаоантропологического проектирования.
|
|