1.
Цели освоения дисциплины |
Целями освоения дисциплины "Экономика и менеджмент СМИ" являются:
| - формирование представления об особенностях деятельности СМИ как предприятия, включающих функции предприятия на рынке СМИ., управления процессами производства и распространения массового информационного продукта, ценообразовательную политику издания, стандартизацию качества информации, производимой СМИ и пр.;
| -овладение будущими журналистами общими закономерностями и принципами деятельности СМИ как предприятия в условиях рыночной конкуренции и финансовой самостоятельности;
| -формирование и развитие компетенций в области бизнес-журналистики, ориентированных на совершенствование менеджерских качеств личности будущего журналиста и направленных на повышение конкурентоспособности будущего специалиста-журналиста.
|
|
2.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата |
Дисциплина "Экономика и менеджмент СМИ" относится к предметам профессионального цикла Б3 и является обязательной для изучения в рамках всех профилей подготовки. Она ограничено связана с такими дисциплинами как "Экономика", "Политическая география", "Экономическая география", " Продвижение медиапродуктов на рынок" и т.д.
| Для успешного овладения основными понятиями дисциплины и эффективнго освоения методов и приемов экономической деятельности редакции СМИ студенту необходимо знать основные экономические законы и ориентироваться в тенденциях рыночных отношений на современном этапе.
|
|
3.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) |
|
- специфику журналистской деятельности в условиях рынка и отдельного
| СМИ как предприятия;
| - специфику журналистской информации как информационного продукта
| и особенности медиапродуктов на рынке СМИ.
|
|
|
|
- ориентироваться в системе редакционного маркетинга, формах
| управления СМИ как предприятием, в особенностях рекламной деятельности
| и деятельности в области связей с общественностью как в коммерческих
| видах деятельности СМИ;
| - определить специфику редакционно-издательского маркетинга и формы
| редакционного менеджмента.
|
|
|
|
- навыками в области маркетинговых исследований СМИ, а также в
| области менеджмента СМИ современной России;
| - приемами и методиками продвижения медиапродукта на рынок.
|
|
|
В результате освоения дисциплины формируются компетенции:
|
|
В процессе освоения дисциплины у обучающегося формируются следующие компетенций:
| Способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контекстесвоей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14);
| Представление об основных экономических регуляторах деятельности СМИ в условиях рыночных отношений (процессах и источниках формирования бюджета медиапредприятий, их финансовой и ценовой политике) (ПК-18);
| Знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленно- круга обязанностей корреспондентского корпуса (ПК-19);
| Знание основ менеджмента в СМИ (ПК-20);
| Осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (ПК-44);
| Обеспечивать продвижение медиапродукта на информационный рынок, его информационно-рекламную поддержку (ПК-49).
|
|
|
|
4.
Структура и содержание дисциплины (модуля) |
5.
Образовательные технологии |
Для изучения дисциплины "Экономика и менеджмент СМИ" используются как традиционные, так и инновационные образовательные технологии: лекции-диалоги, виртуальные лекции, виртуальные консультации, медиапроектирование, интерактивные формы проведения занятий: деловые игры, компьютерные симуляции, интернет-конференции.
|
|
6.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов |
Темы для эссе:
| 1. Как еоздать свое средство массовой информации...
| 2. Если бы я был редактором
| 3. Как привлечь рекламодателя в мою газету?
| 4. Если редакция терпит бедствие (экономический кризис и СМИ)....
| 5. Учредитель, издатель, владелец....
| 6. Я - владелец информационного предприятия.
| 7. Назначаем управленца (руководитель СМИ).
| 8. Как продать тираж?
| 9. "Раскрутить" телеканал.
| 10. Сверхзадачи менеджера в СМИ.
| Темы для курсовых работ:
| 1. Экономические особенности радиоиндустрии.
| 2. Источники доходов в телевизионной индустрии.
| 3. Телеиндустрия современной России.
| 4. Национальный Интернет в эпоху глобализации.
| 5. Медиапроект: успешность, эффективность, конкурентоспособность.
| 6. Факторы экономического успеха на рынке СМИ современной России.
| 7. Рекламная индустрия: специфика и формы внедрения.
| 8. Коммерческое и общественное телевидение на современном
| медиарынке.
| 9. Модели общественного вещания в рыночной демократии.
| 10. Трансформация системы финансирования СМИ: от тоталитаризма к демократии.
| 11. Телесети как форма телеиндустрии.
| 12. Современные тенденции развития журнального рынка России.
| 13. Рыночные структуры на газетном рынке.
| 14. Рыночная стратегия радиовещания.
| 15. Конвергенция как фактор развития медиасистемы.
| 16. Факторы и концепции медиаэкономики: конкуренция и
| медиапланирование.
| 17. Спрос и предложение в медиаиндустрии.
| 18. Индустрия свободного времени и ее влияние на развитие современных СМИ России.
| 19. Сетевые СМИ и экономические вызовы эпохи.
| 20. Бизнес-модель современного СМИ.
| Вопросы к экзамену:
| 1. Экономические предпосылки и условия возникновения журналистики.
| 2. Рыночная экономика и журналистика. СМИ в период плановой экономики.
| 3. Специфика производственного процесса в журналистике. Журналистика как разновидность духовного производства.
| 4. Понятие редакционно-издательского маркетинга.
| 5. Основные цели и задачи РИМ.
| 6. Аспекты рынка СМИ. Факторы изучения аспектов рынка СМИ.
| 7. Финансовый рынок СМИ.
| 8. Рынок труда СМИ.
| 9. Издательский рынок.
| 10.Рынок материалов СМИ.
| 11 .Технический рынок.
| 12.Рынок информации и идей.
| 13.Рынок распространителей.
| 14.Рынок периодических изданий.
| 15.Исследование рынка периодических изданий.
| 16.Рынок потребителей информации СМИ. 17.Ситуации конкуренции на рынке СМИ. 18.Модель газеты.
| 19.0сновы планирования редакционно-издательского маркетинга. 20.Методы маркетинга. 21 .Маркетинговые прогнозы. 22.Служба маркетинга. 23.Бюджет маркетинга. 24.Расходная часть бюджета СМИ. 25.Доходная часть бюджета СМИ.
| 26.Ценовая политика СМИ. Факторы ценовой политики редакции. 27.Система публикаций рекламы.
| 28.Экономические принципы редакционной деятельности. 29.Понятие редакционного менеджмента. Задачи менеджмента. ЗО.Производственный и финансовый менеджмент. 31 .Менеджер - ключевая фигура управления СМИ. 32.Уровни менеджмента в редакции. 33.Структура редакционного коллектива. 34.Принципы редакционной деятельности. 35.Функциональные группы редакции. Зб.Типы структур редакции. 37.Факторы экономической модели газеты. 38.Редакционное планирование и его особенности. 39.Формы подачи материалов в номере. 40.Актив СМИ и организация работы с ним. 41.Работа с письмами читателей и редакционной почтой. 42.Формы массовой работы СМИ в современном пространстве информации.
|
|
|
7.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) |
|
Вартанова Е .Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - М., 2007. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. - М., 2009.
|
|
дополнительная литература:
|
|
Балабанов П. Занимательное медиапланирование. - М., 2001. Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин СИ., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала. - М., 2003.
| Головко Б. Информационный менеджмент. - М., 2007. Пикок Д. Издательское дело. - М., 1988.
| Ситников В.П. Издательское дело. - М., 2001.
| Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газет. -Воронеж, 2000.
|
|
|
программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
|
|
Internet Explorer
| Microsoft Office Outlook
| Microsoft Office PowerPoint
|
|
|
8.
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) |
Для успешного изучения дисциплины студенты должны иметь доступ в Интернет, занятия должны проводиться в аудитории, приспособленной для проведения интернет-конференций и интернет-консультаций.
|
|