1.
Цели освоения дисциплины |
Изучение одной из форм массовых коммуникаций, беспечивающей продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю; изучение функций, видов, средств рекламы, рекламного менеджмента в условиях формирования и развития рынка в Татарстане применительно к рекламе в средствах массовой информации; овладение знаниями специфики работы паблик рилейшнз (ПР) в редакционном коллективе.
|
|
|
2.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата |
Включена в раздел "Б3. В.12 Цикл профессиональных дисциплин" и относится к базовой (общепрофессиональной) части. Осваивается на четвертом курсе (8 семестр)
|
|
|
3.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) |
|
Сущностные функции рекламы, процесс рекламной деятельности, виды рекламы, реклама в периодической печати, реклама на радио, реклама на телевидении, реклама в Интернете, организация работы рекламных структур в СМИ; понимать специфику деятельности структур по связям с общественностью в редакционном коллективе; иметь представление об историческом опыте татарской периодической печати в этой области, а также о проблемах современного рекламного дела.
|
|
|
|
Подготовить текст на татарском языке рекламного сообщения, организовать и провести рекламную кампанию, исполнять обязанности рекламного менеджера в редакционном коллективе; подготовить тексты для пресс-бюро и пресс-службы;
|
|
|
|
Навыками написания, редактирования и перевода рекламных текстов для средств массовой коммуникации с учетом особенностей печатной, аудио, телевизионной и Интернет рекламы.
|
|
|
Демонстрировать способность и готовность:
|
|
Применять полученные знания на практике.
|
|
|
В результате освоения дисциплины формируются компетенции:
|
|
способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-19).
| знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий (ПК-29);
| знание особенностей работы в условиях мульмедийной среды и конвергентной журналистики, методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика) (ПК-32);
| ориентация в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ (ПК-33);
| знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ и мобильных медиа (ПК-34);
| оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения
| на различных мультимедийных платформах - печатных, вещательных, онлайновых, мобильных (ПК-41);
| редакторская деятельность:
| редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет- материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-42);
|
|
|
4.
Структура и содержание дисциплины (модуля) |
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц 72 часов.
|
| 1 нче тема. Реклам төшенчәсен ачыклау. "Татар рекламы һәм матбугат" курсының максаты, бурычлары, өйрәнү тәртибе. Реклам төшенчәсен ачыклау. Реклам өлкәсендәге төшенчәләр: реклам үзе, реклам бирүче, реклам җитештерүче, рекламны кулланучылар, эш, хезмәт, товар, идея, башлангычлар, слоган һ.б. Рекламның максаты, бурычлары, рольләре, типлары, формалары.
|
| 2 нче тема. Татар рекламының тарихы. "Бәянелхак", "Кызыл яу", "Йолдыз" газеталарында реклам текстлары, үзенчәлекләре. Реклам текстларның барлыкка килүе. Башка илләрдә реклам тарихы. Реламның үсү этаплары. Борыңгы чор үрнәкләре.
|
| 3 нче тема. Рекламның психологик үзенчәлекләре. Психология фәне турында. Реклам текстларында психологик механизм күренеше, аның этаплары. Мәгълүматның адресатка тәэсир итүе. Социаль реклам.
| Балалар психологиясе һәм реклам.
|
| 4 нче тема. Реклам текстын оештыру үзенчәлекләре. Мөһим кагыйдәләр. Текстның төп сыйфатлары. Реклам текстның элементлары: баш исем, башлам, төп реклам тексты, бәя, исем һәм адрес, купон, танылган слоган яки күзгә ташланып торган сорау һ.б. Реклам текстын язу стиле. Рекламны кабул итү.
|
| 5 нче тема. Матбугат рекламы - жанрның бер төре. Җурналистика жанрларының реклам текстына мөнәсәбәте. Жанр сыйфатының рекламга тәэсире.
|
| 6 нчы тема. Реклам - сөйләм эшчәнлегенең бер төре. Сөйләм иясенә (реклам бирүче), адресатына , ниятенә, шартына карап реклам текстын язу, редакцияләүнең, тәрҗемә итүнең үзенчәлеге.
|
| 7 нче тема. Реклам төрләре: эчтәлек һәм формага карап реклам төрләрен барлау, үзенчәлекләрен ачыклау (басма реклам, газетадагы реклам, радио-реклам, тв-реклам, интернет-реклам, политик реклам, социаль реклам, һ.б.). "Public relations" (PR) төшенчәсе. Татарстанда PR кампанияләрнең эшчәнлеге. Имидж тудыру чарасы буларак мәгълүмат органы.
|
| 8 нче тема. Реклам текстын бизәүнең кайбер мәсьәләләре. Текстта сүз, тавыш, күренеш, хәрәкәт бердәмлеге. Шрифт, сүрәт, фото, графика мөмкинлекләреннән файдалану.
|
| 9 нче тема. ММЧ рекламга куела торган таләпләр. Матбугатта яшерен реклам: уңай һәм тискәре бәя. Реклам өлкәсендәге хокукый таләпләр. Реклам тарату үзенчәлекләре. Татарстанда һәм Россиядә рекламның куллану үзенчәлеге. ( РФ "Реклам турында"гы Законның яңа проекты).
|
|
|
|
N |
Раздел Дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
1 |
Реклам төшенчәсен ачыклау.
|
8 |
1 |
лекции
самостоятельная работа
(4) |
|
2 |
Татар рекламының тарихы
|
8 |
2-3 |
лекции
самостоятельная работа
(8) |
|
3 |
Рекламның психологик үзенчәлекләре
|
8 |
4 |
лекции
самостоятельная работа
(8) |
тест |
4 |
Реклам текстын оештыру үзенчәлекләре
|
8 |
5-6 |
лекции
самостоятельная работа
(10) |
контрольная работа |
5 |
Матбугат рекламы - жанрның бер төре
|
8 |
7-8 |
лекции
самостоятельная работа
(8) |
|
6 |
Реклам - сөйләм эшчәнлегенең бер төре
|
8 |
9-10 |
лекции
самостоятельная работа
(10) |
контрольная работа |
7 |
Реклам төрләре
|
8 |
11-12 |
лекции
самостоятельная работа
(8) |
тест |
8 |
Реклам текстын бизәүнең кайбер мәсьәләләре
|
8 |
13-14 |
лекции
самостоятельная работа
(8) |
|
9 |
ММЧ рекламга куела торган таләпләр
|
8 |
15-16 |
лекции
самостоятельная работа
(8) |
зачет |
|
5.
Образовательные технологии |
Предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, таких как разбор конкретных ситуаций, встречи с представителями СМИ, посещение рекламных агентств и знакомство с их работой.
|
|
|
6.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов |
7.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) |
|
1. Марочкина С.С., Дмитреева Л.М., Азарова Е.В. Введение в специальность. Реклама. М.: Юнити-Дини, 2009. 240 с.
| 2. Спирчагова Т.А. Стилистика рекламы: учебно-метод. комплекс. Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. 108 с.
| 3. Ученова В.В. Социальная реклама : вчера, сегодня, завтра : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 350700 "Реклама". М.: ИндексМедиа, 2006. 303 с.
|
|
|
дополнительная литература:
|
|
1. Батра Р., Майерс Д.Д. Рекламный менеджмент. 5-е изд. Спб., Киев: Вильямс, 2000. 361с.
| 2. Евстафьев В. А., Ясонов В. Н. Что, где и как рекламировать. М., 2005.
| 3. Мудров А.Н. Основы рекламы: учебник. М.: Экономистъ, 2005.
| 4. Музыкант В.Л. Реклама в действии : стратегия продвижения : учеб. пособие. М.: Эксмо, 2007. 236 с.
| 5. Овчаренко А.Н. Основы рекламы : учеб. для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. 494 с.
| 6. Мoкшaнцeв Р.И. Психология рекламы: Учебное пособие. М.: Инфра, М.: 2001. 230с.
| 7. Низамов Илдар. Татар рекламы һәм матбугат (Татар массакүләм мәгълүмат чараларында реклам текстын оештыру, язу һәм бизәүнең кайбер мәсьәләләре) Казан: Казан ун-ты нәшр.,1997. 110 б.
| 8. Низамов Илдар. Татар рекламы: кичә һәм бүген //Казан утлары. 1995. №6. Б. 170-175.
| 9. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность: учебник. 2-е изд., перераб., доп. М.: Маркетинг, 2000. 256с.
| 10. Романов А.А. "Рекламное дело": Учебное пособие / Моск. Гос. Ун-т экономики, статистики и инфоорматики. : М: МЭСИ, 2001. 109 с.
| 11. Росситер Д.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. СПб.: Питер, 2000. 160с.
| 12. Теория и практика рекламы : учебник для студентов [и др.] / под ред. Тулупова В.В. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2006. 526 с.
| 13. Тимофеев М.И. Психология рекламы : учеб. пособие. М. : РИОР, 2007. 223 с.
| 14. Федеральный закон " О рекламе".
| 15. Шарков Ф.И. Реклама в коммуникационном процессе : учебник / Междунар. акад. бизнеса и упр., Ин-т соврем. коммуникатив. систем и технологий. М.: Дашков и К?, 2007. 346 с.
|
|
|
|
|
программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
|
|
Индустрия рекламы: клиент. креатив. СМИ. URL: http://www.ir-magazine.ru
| 2. Наружная реклама в России. URL: http://www.outdoor-ad.spb.rus.net
| 3. Реклама и ее роль в современном мире: библиография 1992-1999 гг. URL: http://www.prometeus.nsc.ru
| 4. Рекламный гид. URL: http://www.a-guide.ru
| 5. InfoReklama.Ru. URL: http://www.inforeklama.ru
| 6. Smotrite - реклама, раскрутка, продвижение: интернет-обозрение о рекламе и способах продвижения сайтов. URL: http://www.smotrite.ru
| 7. Sostav.RU: маркетинг, реклама, PR: [информационный портал]. URL: http://www.sostav.ru
| 8. 4p Маркетинг: журнал по маркетингу. URL: http://www.4p.ru
| 9. PR-life: информационный портал. URL: htpp://PR-life.ru
| 10. Социальная реклама: Информационно-аналитический портал. URL: http://www.socreklama.ru
|
|
|
|
|
8.
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) |
Компьютерный класс, выход в интернет, проектор.
|
|