1.
Цели освоения дисциплины |
1) адекватно представить современные социологические теории в контексте целостности и единства исторического блока дисциплин, подчеркивая преемственность и поступательность развития социологического знания, раскрыть панораму теоретических подходов к анализу социальной реальности в современной социологии в ее многообразии и сложности;
| 2) показать как в современной социологии на основе теоретического понимания фундаментальных социальных процессов создается целостная социологическая картина современности и выявляется специфика функционирования современных обществ.
| Курс посвящен основным направлениям социологической теории, преимущественно получившим распространение в странах Западной Европы и США во второй половине ХХ века. В его рамках выделяются школы, течения и персоналии, сыгравшие наиболее значительную роль в развитии теоретической социологии в указанный период, прослеживается связь современных теорий и рассматриваемых в них социальных проблем с "классической" социологией и отмечаются новые тенденции в социологической теории и практике социологических исследований. Представленный в курсе материал - это, прежде всего, образцы теоретического исследования в социологии и современного социологического стиля мышления в целом. Основными принципами построения курса являются сочетание исторического, проблемного и персонифицированного подходов.
| Основные задачи курса:
| - общая характеристика основных тенденций развития и анализ фундаментальных социологических теорий, разработанных в 60-х годах ХХ - начале XXI веков;
| - углубление знаний студентов по фундаментальным теоретическим направлениям социологии, прежде всего связанным с новыми интерпретациями идей классиков в 60-90 годы ХХ века;
| - анализ новых теоретических подходов (в том числе, постструктурализм, постмодернизм, концепции глобализации) и развитие ориентаций студентов в проблематике постклассической и постнеклассической социальной теории;
| - изложение и обсуждение основных проблем и концепций, характеризующих современный уровень социальной теории; выявление и типологизация основных теоретико-методологических подходов, основных социологических школ, направлений социологических исследований, характеризующих современный этап развития социологической теории;
| - проанализировать и систематизировать ключевые проблемы и теоретические дискуссии, посвященные этим проблемам и проходившие в социологии в последнюю треть ХХ - начале XXI веков;
| - актуализация навыков студентов в участии в теоретической дискуссии, умения использовать теоретические модели для решения научных и учебных научно-исследовательских задач в рамках подготовки курсовых и дипломных проектов.
|
|
|
|
|
2.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата |
Дисциплина базовой части профессионального цикла. Курс "Современные социологические теории" является логическим продолжением курса "Истории западной социологии", посвященного в основном "классическим" социологическим теориям и эмпирическим исследованиям. Основой для изучения дисциплины также являются базовые знания обучающихся по курсам "История", "Философия", "Общая социология" в ходе освоения которых у студентов формируются представления о зарождении, становлении и ходе исторического развития социологии как науки в конкретных социально-экономических, социокультурных и социально-политических контекстах, закрепляются навыки использования научного социологического аппарата. Кроме конкретных историко-социологических знаний, студенты в процессе подготовки получают всестороннее видение развития теоретических социологических идей, что является необходимым условием для анализа современной ситуации в теоретической социологии в рамках данной дисциплины. Данный курс можно рассматривать как своеобразное продолжение осмысления логики развития мировой социологии, ее теоретических традиций, направлений, перспектив развития. В свою очередь, компетенции, приобретенные и получившие дальнейшее развитие в ходе изучения материала данной дисциплины, послужат основой для усвоения знаний по дисциплинам вариативной части профессионального цикла, посвященных отраслевым социологическим наукам. От изучения дисциплины "Современные социологические теории" зависят уровень и глубина знаний в конкретных областях социологии и степень подготовки специалиста.
|
|
3.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) |
|
основные направления, теории и подходы в современной теоретической социологии, ориентироваться в современной ситуации в теоретической социологии;
|
|
|
|
формировать, устно и письменно излагать и аргументированно отстаивать собственную позицию в дискуссиях по различным проблемам развития современной социологической науки, по проблемам развития современного общества;
|
|
|
навыками оценки общетеоретических и философских оснований различных теорий и представлять их прикладные перспективы (использование в эмпирических исследованиях).
|
|
Демонстрировать способность и готовность:
|
|
иметь представление об основных эпистемологических проблемах в современной социологии с тем, чтобы ориентироваться в понятийном аппарате современных теорий;
| обладать теоретическими знаниями о сути наиболее значительных в современном социологическом дискурсе теорий, концепций, школ, уметь проследить их взаимосвязь и преемственность; знать содержание трудов ведущих современных социологов;
|
|
|
В результате освоения дисциплины формируются компетенции:
|
|
Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);
| Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
| Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
| Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);
| Способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);
| Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);
| Способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10)
|
|
|
4.
Структура и содержание дисциплины (модуля) |
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов.
|
| 1.Общие тенденции развития современной теоретической социологии
| Предмет и задачи курса "Современные социологические теории". Основные принципы построения курса: сочетание исторического, проблемного и персонифицированного подходов. Значение наследия классиков социологии для развития современной западной социологии. Преемственность и связь научных идей в процессе конструирования картин социальной жизни. Источники и литература по курсу. Организация самостоятельной работы по курсу. Значение основательной проработки текстов первоисточников и дополнительной литературы для выполнения задач обучения.
| Исторический контекст развития социологической мысли в последней трети ХХ веке. Периодизация истории западной социологии: критерии выделения этапов. Различные подходы к определению хронологического начала современного этапа развития социологии и их обоснование. Кризисы в западной социологии как вехи ее периодизации.
| Исследовательские традиции в теоретической социологии. Позитивистская, антипозитивистская, психоаналитическая ориентации в западной социологии. Понятие парадигмы. Критерии парадигматического статуса науки (Т. Кун, Р. Фридрихс, М. Мастерман). Многовариантный статус парадигм в социологии. Основные парадигмы современного социологического знания (Дж. Ритцер, Г. К. Кинлох, Г. В. Осипов). Социологическая парадигма и социологическая теория. Теоретическая ситуация в западной социологии этого периода: дивергенция и интеграция социологических теорий. Когерентность современных социологических теорий (Р. Коллинз, Дж. Ритцер, Дж. Александер).
| Современные подходы к соотношению макро- и микросоциологии, объективного и субъективного в понимании социальной реальности, теоретического и эмпирического уровней знания. Тенденция интегративного понимания макро и микро уровней социальной реальности. Невозможность создать интегральную систему социологического знания.
| Традиции классической социологии ХХ века: противоречия развития. Дилеммы "деятельность и структура"; "рационализма и нерациональность (институционализм)"; "измерение" и "понимание"; "методологический индивидуализм и холлизм". Неопозитивизм и неореализм. Переход от эмпиризма к теоретизированию в современной западной социологии. Теоретические затруднения современной социологии. Соперничество количественных и качественных методологий.
| Основные направления современной западной социологии.
| 2.Методологическая саморефлексия социологии конца 60-х - начала 70-х годов ХХ века
| Социокультурная ситуация в западных обществах в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ века: социальные, культурные, политические и социально-экономические трансформации, новые явления и процессы. Кризис в социологической теории в 60-70-е годы. Социологи (А. Гоулднер, Р. Фридрихс, Р. Будон) о кризисе в социологии. Контркультурная направленность части социальных процессов, развернувшихся в конце 60-х - начале 70-х годов, и оформление широкой дискуссии о статусе и задачах социологической теории. Ревизии тезиса о ценностно-нейтральной социологии. "Спор о позитивизме" в рамках европейской социологии (К.Поппер, Э.Топич, Г.Альберт, Ю.Хабермас и др.). Критика структурного функционализма и оформление "радикальной" и "рефлексивной" социологии в США. Появление "новой левой" волны в социологии. "Ренессанс" классических социологических теорий XIX в.
| Теоретическая рефлексия начала 70-х годов. Появление новых теоретических разработок и методологических подходов. Применение метафор "конца" и "пост" в теории для характеристики социальных изменений в обществе. Теории "конца истории", "конца идеологий", "конца утопий", "конца субъекта", теория "постматериалистических ценностей" и др. Оформление новых тем и сфер социологического интереса, появление новых направлений в социологии.
| 3.Теории конфликта в современной социологии
| Теории конфликта: критическая реакция на структурный функционализм. "Новая социология" Ч. Р. Миллса. Принцип "социологического воображения". "Властвующая элита" и "политический детерминизм" современной жизни.
| Теоретические истоки современной западной конфликтологии (К. Маркс, Г. Зиммель). Понятийная схема социального конфликта в современной западной социологии. Основные направления развития современной западной социологии конфликта. Диалектическая теория конфликта Р. Дарендорфа. "Императивно координируемые ассоциации" - результат социального процесса и основа социального порядка. Организация ролей и легитимация власти в ассоциациях как источник социальных конфликтов и изменений. Отношения господства и подчинения. Образование "квазигрупп". Этапы развития социального конфликта. Понятие "класса" и классового конфликта. Типология конфликтов. Конфликтуалистский функционализм Л. Козера. Адаптационные и интегративные функции социального конфликта. Причины конфликта. Временные аспекты конфликта. Объективные и субъективные факторы в конфликте. Проблема разрешения конфликтов. "Канализирование" конфликтов. Социология конфликта Р. Коллинза. "Микродинамика" конфликта. "Общая теория конфликта" К. Боулдинга. Проблема "снятия" и "предотвращения" конфликтов. Типология социальных конфликтов в современной западной социологии (С. Чейз, К. Боулдинг, Й. Галтенг, А. Раппопорт, М. Дойч и др.). Поиски путей и способов разрешения конфликтов.
| 4.Структурализм и функционализм в социологии в последней трети ХХ века.
| Применение функционального подхода в социальной антропологии (Б. Малиновский, А. Р. Радклиф-Браун). Влияние структурно-функциональной социологии Т. Парсонса и социального функционализма Р. Мертона на современное развитие социологической науки: дискуссии и критика. Формирование концепции социального действия и ее роль в построении функционалистской социологической теории. Понятия "cufunction, dusfunction, custructure, dusstructure" в социологической концепции М. Леви. Десять функциональных предпосылок общества. Развитие парсонианской функциональной теории Р. Бэйлсом, Э. Шилзом, Н. Смелзером, К. Нагалем. Критика парсонианской версии функционализма леворадикальной социологией (Ч. Р. Миллс).
| Неофункционализм в современной западной социологии
| Разработка понятия "системы действия" Дж. Александером. "Генетический функционализм" А. Этциони. Понятие "взаимопроникновение" как развитие идеи функциональной интеграции Р. Мюнхом.
| Особенности и общая характеристика французского структурализма. Влияние структурного анализа языка Р. Барта, структурной антропологии К. Леви-Стросса, структурализма в творчестве М. Фуко, генетического структурализма Л. Гольдмана на развитие социологической теории. Современный постструктурализм.
| 5. Социологические идеи М. Фуко
| М. Фуко как представитель современного постструктурализма. Социально-исторические исследования (болезни, безумия, девиантного поведения, сексуальности) М. Фуко. Работа "Слова и вещи": поиск структурирующих форм в сознании и культуре исторических эпох. Категория "эпистемы". Ренессансная, классическая и современная эпистемы в европейской культуре нового времени. Проблема человека и истории. Образ человека в современной культуре. Язык как уровень первоначального структурирования. Работа "Археология знания": выделение задач исторического (археологического) исследования культуры. Концепция дискурса. Анализ закономерности дискурсивных практик. Исследование "генеалогии власти". Анализ комплексов власти-знания, стратегий власти и дискурсивных практик. Работа "Надзор и наказание": очерк пенитенциарной системы в европейских странах. Тюрьма как социальный институт.
| Критика концепции М. Фуко феноменологами, экзистенциалистами, позитивистами, марксистами. Значение творчества М. Фуко для развития современной западной социологии.
| 6.Современная западная феноменологическая социология
| Теоретические предпосылки возникновения феноменологического подхода в социологии (В. Дильтея, М. Вебера. М. Мерло-Понти, Э.Гуссерль и др.). Разработка А. Щюцем феноменологического метода в социологии. Понятийный аппарат феноменологической социологии: "жизненный мир", "интенцианальность", "интерсубъективность", "эпохе", "повседневность". Понятие социального мира как интерсубъективной реальности, мира переживаний и интерпретаций действующих индивидов. Процесс конструирования социальной реальности. Конструкты первого и второго порядка. Процесс становления объективных форм социальной жизни как концентрация индивидуального опыта личности.
| Развитие феноменологической традиции в современной западной социологии
| Гуманистическая социология П. Бергера и Т. Лукмана. "Социальное строение реальности". Реальность повседневной жизни как интерсубъективный мир. Темпоральная структура повседневной жизни. Социальное взаимодействие в повседневной жизни. Язык и знание в повседневной жизни. Экстернализация, объективация и интернализация как основополагающие социальные процессы создания природы социальной реальности.
| Экзистенциальная социология Э. Тириакьяна. Попытка Э. Тириакьяна феноменологизировать социальную реальность. Мораль как источник социального прогресса. Религиозный характер формирования социальной жизни. Соотношение социологии, культурной антропологии и истории. "Прошлое" как становление. Культура и структурные срезы общественной жизни. Корреляция структур личности и культуры. Теория модернизации и культурного плюрализма.
| Когнитивная социология А.Сикурела.
| Влияние феноменологии на другие направления современной западной социологии.
| Этнометодология: теоретические основания и эмпирические исследования. Сущность и разновидности этнометодологии (Г. Гарфинкель, Д.Циммерман, А. Сикурел, Д. Дуглас, П. Макхью, П. Аткинсон, А. Сакс и др.). Обыденное знание и практический разум в социальном контексте. Проблема рациональности. Эксперименты Г. Гарфинкеля и их социологическое истолкование. Игровые модели анализа социальных ситуаций. Этнометодологические исследования повседневной жизни ( П.Мак-Хью, Д.Циммерман, К.Нор-Цетина и др.). "Конструктивное" и "деструктивное" направления в этнометодологии. Сближение этнометодологии с социологичей языка и лингвистикой ( М.Скотт, Х.Сакс и др.).
| 7.Неомарксизм в современной социологии
| Д. Лукач, К. Корш, А. Грамши как основоположники неомарксизма. "Диалектико-гуманистическое" направление неомарксизма. Франкфурсткая школа неомарксизма (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, О. Негт, А. Вельмер, А. Шмидт и др.). Основные идеи "критической теории общества". Критика позитивизма. Проблематика отчуждения и проблематика рациональности ("рационализации"). Роль искусства и культуры в трактовке социальных процессов. Франкфуртская школа и движение "новых левых". Неомарксизм в англоязычных странах (Ч. Р. Миллс, А. Гоулднер, Н. Бирнбаум, Т.Б. Боттомор и др.). Французский неомарксизм (А. Лефевр, Ж. П. Сартр, Л. Гольдман и др.). Попытка Л. Гольдмана диалектико-материалистической коррекции традиционного французского структурализма в концепции генетического структурализма.
| "Сциентистское" направление неомарксизма (Л. Альтюссер). К. Поппер как критик марксизма. Марксистски ориентированные теоретики (Э. Уоллерстайн).
| 8.Теоретическая социология Франкфуртской школы
| Исторические вехи развития Франкфуртской школы.
| Основные идеи Франкфуртской школы: сущность и историческая судьба: эволюция "критической теории общества" (М.Хоркхаймер, Т.Адорно); "негативная диалектика" и трансформация веберовской идеи рациональности в социологии Франкфурсткой школы; проблемы культуры в социологии Франкфуртской школы (Т.Адорно, В.Беньямин).
| Исследование проблемы взаимоотношения личности и общества (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм). Трансформация социального характера личности в капиталистическом обществе. Типы социального характера Э. Фромма. Сущность "человеческой природы", "социального характера" и социально-бессознательного. Социальный характер как "культурное ядро личности". Протестантизм, капитализм и "бегство от свободы". Проблема отчуждения и одиночества в социологии Э. Фромма. "Авторитарная личность" Т. Адорно. "Одномерный человек" Г. Маркузе.
|
|
|
|
|
|
| 9. Социологические теории социального действия и теории общества конца ХХ - начала XXI веков
| Социологические теории общества: смена принципов концептуализации объекта.
| Теории постиндустриального общества (Д.Белл, А.Турена и др.). Основные положения теорий постиндустриализма. Теории информационного общества (О.Тоффлер, Ф.Ферроротти, М.Кастельс и др.). Основные положения теорий информационного общества.
| Теории социального действия и теории общества последней трети ХХ - начало XXI веков. Методологические дилеммы "структуры" и "действия", "общества" и "субъекта" и попытки их разрешения в современных социологических теориях: теории "коммуникативного действия" Ю.Хабермаса; теории "конституирования общества" Э.Гидденса; теорию социального пространства и габитуса П.Бурдье; системной теории Н.Лумана; теории общества М.Манна и др.
| 10. Системная теория Н.Лумана
| Функция как "регулятивная смысловая схема". Теория систем. Отношение "система-окружающий мир". "Комплексность" систем. Редукция как решение проблемы "комплексности". Социальные системы как предмет социологии. Смысл социальности. Понятие аутопоейсиса и самореференции у Лумана. Описание Луманом механизмов эволюции общества и ее основных этапов. Характеристика состояния современного общества. Полемика Н. Лумана и Ю. Хабермаса.
| 11. Теория социального пространства и габитуса П.Бурдье
| П. Бурдье об онтологическом и социальном статусе социологии в современном обществе. "Порождающий структурализм" как метод П. Бурдье. Стремление П. Бурдье преодолеть противоположность объективизма и субъективизма, эмпирической и теоретической социологии. Система социологических категорий П. Бурдье: агент, социальное поле, габитус, символический капитал, символическое насилие, незнание. Двойственная природа социального пространства и социальных позиций. Строение социального пространства. Понятие "классов" у П. Бурдье. Класс как представление и воля. Конституирование социальных полей и их основные свойства. Относительная автономия полей. Практика индивида и социальной группы как результат взаимодействия габитуса и поля. Относительная автономия, личная и классовая траектория, стратегия и борьба за позиции в поле как атрибуты практики.
| Анализ поля политики. Проблема легитимности власти. Феномен политического представительства. Природа политического фетишизма и монополизация. Исследование проблем общественного мнения по политическим вопросам.
| Анализ поля интеллектуальной деятельности (поля культурного производства). Поле произведений и поле производителей. Механизм эстетического восприятия.
| П. Бурдье о связи социальной позиции социолога с его исследовательской стратегией.
| 12. Социологическая теория Э.Гидденса
| Теория структурации Э. Гидденса. Исследование Э. Гидденсом процесса возникновения новых психосоциальных механизмов личностной самоидентичности, формирующихся под влиянием трансформирующихся институтов современности. Теория "конституирования общества".
| 13. Социологическая концепция Ю.Хабермаса.
| Тенденции развития идей Франкфурсткой школы в современной западной социологии: социологическая концепция Ю. Хабермаса.
| Попытка Ю. Хабермаса создать целостную теорию общества. Инструментальный и коммуникативный разум в общественном развитии. Критика позитивистской науки и инструментального разума. Теория буржуазной общественности. Знание и интерес. Теория познавательных интересов. Исследование Ю. Хабермасом человеческой интерсубъективности и языка. Теория универсального прагматизма. Теория коммуникативного действия (поведения): "сфера публичности" и способы ее восстановления; кризис легитимации современного общества как противоречие между "системным миром" и "жизненным миром": структура "жизненного мира" и типы социального действия.
| 14. Теории модерна и постмодерна в социологии конца ХХ в.
| Постмодернизм - новейшая социологическая концепция. Э. Гидденс о концепции постмодернизма. Социология модерна и постмодерна (Ж. Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, С. Лэш, А. Вельмер). Теоретический анализ модернизма и постмодернизма Зигмунтом Бауманом.
| Диспут о постмодернизме в современной западной социологии. Две формы социологического постмодернизма: постмодернистская социология и теории постмодерна.
| Постмодернистская социология (Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр, З.Бауман, Дж.Фридман и др.). Основные объекты интереса постмодернистской социологии: трансформация "epistema" модерна, кризис легитимации, ревизия теория прогресса, распад социального порядка модерна. Критика Ю. Хабермасом концепции постмодернизма.
| Теории постмодерна: анализа современного общества и современности. Проблема утраты современностью фундаментальных черт модерна. Теории современности как радикализированного модерна Э.Гидденса, теории позднего модерна Ю.Хабермаса, теории современности Ф.Ферраротти и др.
| 15. Осмысление процессов глобализации в современ?ной теоре?тической социо?логии
| Глобализация как фундаментальный процесс развития современного мира. Новейшие теории современности. Глобализация и макдональдизация. Глокализация. Теория глобализации Р.Робертсона. Теория глобализации и концепция современности Э. Гидденса. Четыре измерения современности. Мир-системная концепция Э. Уоллерстайна.
| 16. Теоретические дискуссии в социологии начала XXI века
| Т. К. Оумен, П. Штомпка, Э. Гидденс о несостоятельности классической социологии в исследовании современных социальных процессов. Социологическая концепция А. Турена: исследование массовых общественных движений методом "социологической интервенции". Теории модернизации. Теории информационного общества. Осмысление современности в терминах "общество риска" (Э.Гидденс, У.Бек),
| Увеличение сложности современных обществ, становление нового глобального порядка, характеризуемого чаще всего как "порядок постоянного беспорядка и нарушения равновесия", развитие различных "сетей и потоков", "перемещений", "размывание эндогенных структур общества".Теории К.Скотта, Л.Урри, Э.Валлерстайна: вопрос об утрате социологией своего предмета исследования, о ее границах, о ее методах; об адекватности традиционной социологической теории. Дискуссия о публичной социологии.
|
|
|
|
N |
Раздел Дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
1 |
Общие тенденции развития современной теоретической социологии.
|
5 |
1-2 |
лекций 4 часа, семинарских занятий 2 часа, самостоятельной работы 4 часа
(10) |
опрос/устный опрос |
2 |
Методологическая саморефлексия социологии конца 60-х - начала 70-х годов ХХ века.
|
5 |
2-3 |
лекций 2 часа, семинарских занятий 2 часа, самостоятельной работы 4 часа
(8) |
опрос/устный опрос |
3 |
Теории конфликта в современной социологии.
|
5 |
3-4 |
лекций 2 часа, семинарских занятий 2 часа, самостоятельной работы 4 часа
(8) |
опрос/устный опрос |
4 |
Структурализм и функционализм в социологии в последней трети ХХ века.
|
5 |
4-5 |
лекций 2 часа, семинарских занятий 2 часа, самостоятельной работы 4 часа
(8) |
опрос/устный опрос |
5 |
Социологические идеи М. Фуко.
|
5 |
5-6 |
лекций 2 часа, семинарских занятий 2 часа, самостоятельной работы 4 часа
(8) |
опрос/устный опрос |
6 |
Современная западная феноменологическая социология.
|
5 |
6-7 |
лекций 4 часа, семинарских занятий 2 часа, самостоятельной работы 4 часа
(10) |
опрос/устный опрос |
7 |
Неомарксизм в современной социологии.
|
5 |
8 |
лекций 2 часа, семинарских занятий 2 часа, самостоятельной работы 4 часа
(8) |
опрос/устный опрос |
8 |
Теоретическая социология Франкфуртской школы
|
5 |
9 |
лекций 2 часа, семинарских занятий 2 часа, самостоятельной работы 4 часа
(8) |
контрольная работа |
9 |
Социологические теории социального действия и теории общества конца ХХ - начала XXI веков
|
5 |
10 |
лекций 2 часа, семинарских занятий 2 часа, самостоятельной работы 4 часа
(8) |
опрос/устный опрос |
10 |
Системная теория Н.Лумана.
|
5 |
11 |
лекций 2 часа, семинарских занятий 2 часа, самостоятельной работы 4 часа
(8) |
опрос/устный опрос |
11 |
Теория социального пространства и габитуса П.Бурдье
|
5 |
12 |
лекций 2 часа, семинарских занятий 2 часа, самостоятельной работы 4 часа
(8) |
опрос/устный опрос |
12 |
Теория "конституирования общества" Э.Гидденса.
|
5 |
13 |
лекций 2 часа, семинарских занятий 2 часа, самостоятельной работы 4 часа
(8) |
опрос/устный опрос |
13 |
Социологическая концепция Ю. Хабермаса
|
5 |
14 |
лекций 2 часа, семинарских занятий 2 часа, самостоятельной работы 4 часа
(8) |
опрос/устный опрос |
14 |
Теории модерна и постмодерна в социологии конца ХХ в.
|
5 |
15 |
лекций 2 часа, семинарских занятий 2 часа, самостоятельной работы 4 часа
(8) |
опрос/устный опрос |
15 |
Осмысление процессов глобализации в современной теоретической социологии.
|
5 |
16 |
лекций 2 часа, семинарских занятий 2 часа, самостоятельной работы 4 часа
(8) |
опрос/устный опрос |
16 |
Теоретические дискуссии в социологии начала XXI века.
|
5 |
17 |
лекций 2 часа, семинарских занятий 2 часа, самостоятельной работы 4 часа
(8) |
контрольная работа |
|
5.
Образовательные технологии |
Кроме занятий с использованием традиционных технологий обучения, предполагается использование новых образовательных технологий.
| лекции:
| активные формы проведения занятий: проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-дискуссия;
| семинары:
| интерактивные формы проведения занятий: деловая игра;
| контрольные работы:
| письменные работы (в т.ч. тестирование), реферат, коллоквиум;
| самостоятельная работа:
| подготовка к семинарским занятиям, к деловым играм, работа с тестами источников.
|
| Деловая игра: экспертиза текста.
| Нескольким группам студентов выдается малоизвестный текст / тексты авторитетного социолога (один и тот же или разные). Требуется определить его авторство, принадлежность автора к определенной социологической школе, теоретическому направлению, опираясь на историко-социологический анализ и знания основных теоретических концепций. Предусмотрены баллы и для тех, кто ответил неправильно, но проявил знания.
|
|
|
6.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов |
7.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) |
|
Курбатов В.И. Современная западная социология: аналитический обзор концепций. Учеб.пособ. - Ростов-на-Дону, 2001.
| Зборовский Г.Е. История социологии. - М., 2004.
| История социологии. Под ред. В.И. Добренькова М., 2004.
| Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические тенденции. Учебник.- М., 2000.-158 с.
| Полякова Н.Л. ХХ век в социологических теориях общества.- М., 2004.-384 с.
| Ритцер Д. Современные социологические теории. Спб., Питер, 2002, 688 с.
| Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. В 4-х томах. Том 2 М., Канон, 1998
| Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. В 4-х томах. Том 3 М., Канон, 1998
| Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. В 4-х томах. Том 4. СПб., РХГИ, 2000, 736 с.
| Давыдов Ю.Н. М.Вебер и современная социологическая теория. - М., 1998.
| Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии. Учебник.- СПб., 2002.-384 с.
| Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология.- СПб., 1996.- 287 с. (и др. издания)
| Баразгова Е.С. Американская социология: традиции и современность (курс лекций).- Екатеринбург, Бишкек, 1997.- 176 с.
| Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова.- М., 1996.
| Глобализация: Контуры XXI века: реф. сб. Ч.1.- М., 2002.- 264 с.
| Глобальное сообщество: новая система координат (подходы и проблема). - Спб., 2000.
| Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности, М.. 2003.
| Девятко И.Ф. Модели и логика социологического исследования.- М. 1996.- 173 с.
| Новое и старое в теоретической социологии./ Под. ред. Давыдова Ю.Н., Кн.1.-М.. 1999.
| Коркюф Ф. Новые социологии. СПб., Алетейя, 2002.- 172 с.
| Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., Логос, 2001.- 254 с.
| Кравченко А.И. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. - М.,1997.
| Леднева А. Тенденции изменения концепции социальных наук (вступительная статья). - В. кн.: Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Учеб. пособ. - Новосибирск, 1995.
| Сокулер З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна.- М.,2001.
| Источники
| Парсонс Т. О социальных системах.- М., Академ. Проект, 2002.- 832 с.
| Парсонс Т. О структуре социального действия. - М., 2002.
| Мертон Р. Социальная теория и социальная структура (фрагменты). - Киев, 1996.
| Бауман З. Индивидуализированное общество.- М.. 2002.
| Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. М., Логос. 2010. - 248 с.
| Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. - М., 2003
| Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации.- М., Академ. Проект., 2003.- 528 с.
| Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь.- М., 2004.
| Дарендорф Р. Современный конфликт. Очерк политики свободы. Пер. с нем., М., 2002.
| Козер Л. Функции социального конфликта. - М., 2000.
| Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века.- М., 2003.
| Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. Сборник. - М.,2000.- 464 с.
| Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории.- СПб., 2001.
| Теоретическая социология: Антология. Под. ред. С.П. Баньковской..Часть 2.- М.,2002.
| Теоретическая социология: Антология. Под. ред. С.П. Баньковской. Часть 1.- М., 2002.
| Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001.- 562 с.
| Бурдье П. Начала.- М., 1994.
| Бурдье П. Социология политики.- М., 1993.
| Кун Т. Структура научных революций.- М.,2002.
| Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества.- М.,2002.
| Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии.- М., 2003.
| Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.- М., 1995.
| Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М., 1999.
| Фуко М. Археология знания. - Киев, 1996.
| Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - Спб., 1997.
| Фуко М. Надзирать и наказывать. - М., 1999.
| Фуко М. Рождение клиники. - М., 1998.
| Фуко М. Слова и вещи. - М., 1998.
| Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч. 1. - М.: Праксис, 2002. - 382 с.
| Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни.- М., 2000.
| Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - Спб., 1998.
| Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., 1995.
| Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии.- СПб., 1994.
| Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М., 1999.
| Ватттимо Дж. Прозрачное общество. - М.: Логос, 2003. - 124 с.
| Гидденс Э. Ускользающий мир: Как глобализация меняет нашу жизнь. - М., 2004.
| Каллиникос А. Антикапиталистический манифест. - М., 2005.
| Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика: общество и культура. - М.: ГУВШЭ, 2000. - 607 С.
| Турен А. Возвращение человека действующего: Очерк социологии. - М., 1998.
| Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 399 с.
|
|
|
дополнительная литература:
|
|
Глобализация: Контуры XXI века: Реф. сб. / РАН ИНИОН; Редкол. Игрицкий Ю.И., Малиновский П.В. - М.,2002, ч.1; ч.2; ч. 3.
| Добреньков В.И. Глобализация. - М., 2006.
| Барт Р. S/Z. Пер. с фр., Москва, 2001.
| Барт Р. Мифологии. - М., 1996.
| Делёз Ж. Фуко. - М., 1998.
| Лукач Г. История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике.- М., 2003.
| Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. Постмодерн как ситуация философствования.- СПб., 2003.-192 с.
| Маркузе Г. Разум и революция: Гегель и становление тоталитарное революции.- М., 2000.
| Адорно Т.В. Проблемы философии морали.- М., 2000.
| Адорно Т. Эстетическая теория.- М., 2001.
| Мартин Г.П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию.- М., Альпина Паблишер, 2001.- 335 с.
| Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну.- М., 2000
| Бек У. Что такое глобализация? - М., Прогресс-Традиция, 2001, 304 с.
| Элиас Н. Общество индивидов. - М., 2001.
| Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М., 2000.
| Деррида Ж. Письмо и различие. - М., Академ. Проект, 2000, 495 с.
| Дьюи Д. Общество и его проблемы. М., Идея-Пресс, 2002, 160 с.
| Гурко Е., Деррида Ж Деконструкция: тексты и интерпретация. Оставь это имя. Как избежать разговора. Мн., Экономпресс, 2001, 320 с.
| Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. - М., 1996.
| Фуко М. Интеллектуалы и власть. Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., Праксис, 2002. - 384 с.
| Малиновский Б. Магия, наука и религия.- М., 1998.
| Тернер Дж. Структура социологической теории. - М., 1985.
| Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. - 416 с.
| Гайда А.В. и др. Коммуникация и эмансипация: критика методологических основ социологической концепции Ю. Хабермаса. - Свердловск, 1988.
| Коллинз Р. Четыре социологических традиции.- М., Территория будущего, 2009.
|
|
|
|
программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
|
|
1.Портал "Гуманитарное образование" http://www.humanities.edu.ru/
| 2.Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru/
| 3.Сайт электронной библиотеки социологического факультета МГУ http://lib.socio.msu.ru
| 4.Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент" - http://www.ecsocman.edu.ru
| 5.Электронная библиотека Гумер - http://www.gumer.info/
| 6.Интернет-библиотека IQlib http://www.iqlib.ru
| 7.Социологическая теория: классические тексты и современные дискуссии
| http://www.soc.pu.ru/persons/golovin/reader/index.html
| 8.Пьер Бурдье http://bourdieu.narod.ru/ (Сведения о творческом пути социолога. Подборка работ Бурдье на тему: социология политики, рынок социалистической продукции. Критические статьи на работы Бурдье.)
| 9.Знаменитые социологи в Web http://sociolink.al.ru/sociologists.shtml
| (Обширный список ссылок на сайты, посвященные видным представителям социологической мысли.)
| 10.Русский Париж http://www/russianparis.com (Подборка полнотекстовых публикаций и биографий известных французских социологов и антропологов)
|
|
|
8.
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) |
Компьютеры, подключенные к сети Интернет.
|
|