Web of Science

1. Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. Рецензия на книгу В.Е. КЕМЕРОВ. Общество. Социальность. Полисубъектность. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2012, 252 с.

Вопросы философии. – №5. – 2013. – С. 187-189.

http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=749&Itemid=44

 

Статья представляет собой развернутую аналитическую рецензию на монографию известного российского философа Вячеслава Евгеньевича Кемерова, зав. кафедрой социальной философии философского факультета Уральского федерального университета.

Авторы рецензии Н.А. Терещенко и Т.М. Шатунова обращают внимание на тот факт, что В.Е. Кемеров исследует постнеклассический социально-философский дискурс, создавая и используя собственную методологию для анализа ситуации post-post-mo, в которой мы все сейчас находимся. Исследуются точки пересечения «процессных» форм, создающих новые условия взаимодействия субъектов современного общества. Продуктивной представляется идея В.Е. Кемерова о том, что сама социально-философская теория является не просто сторонним способом описания и познания, но и формой конструирования и проектирования социальности. Автор прослеживает связь форм научного обществознания и структур социального воспроизводства. В данном контексте главным предметом анализа становится проблема социальности, создается современная онтология социальности, в которой восстанавливаются права индивидуального, прочерчивается взгляд с позиции кооперации человеческой деятельности. Современная социальность представлена как полисубъектный феномен, как со-бытие многих, в котором индивидные субъекты через кооперацию различных и своеобразных сил создают подвижные композиции общественных связей и социальных вещей. Эти вещи – результат «хитрости социального разума», которая состоит в использовании и совмещении различных форм деятельности таким образом, чтобы каждый раз заново появлялась возможность вернуть «деятельностного человека» не только в теорию, но и в жизнь.

Важной интенцией книги является анализ ситуаций и причин, порождающих «расщепление» социального и индивидуального. Исследуется процесс фрагментации и механизации социума, продуцирующий параноидальное отношение враждебности между обществом и человеком. Диагностирование, фиксация и анализ точек распадения общества и индивида представлен в монографии как один из видов той социальной работы, которую должна выполнять социальная философия, поддерживая и дополняя социальные практики.



 

Scopus

1. L. Zhigunina, A. Lebedev. Contradictions of the Symbolic Media Landscape of Russia Using the Example of the Republic of Tatarstan / L. Zhigunina, A. Lebedev // Middle-East Journal of Scientific Research. – 2014. – № 19 (1). – P. 110 – 114.

http://www.idosi.org/mejsr/mejsr19%281%2914.htm

http://www.idosi.org/mejsr/mejsr19%281%2914/20.pdf

http://www.scopus.com/record/display.url?eid=2-s2.0-84893680428&origin=SingleRecordEmailAlert&txGid=C27BD78CC512160A4A8C27AF9124303C.WeLimyRvBMk2ky9SFKc8Q%3a1txGid=C27BD78CC512160A4A8C27AF9124303C.WeLimyRvBMk2ky9SFKc8Q%3a1

Лебедев А.Б., Жигунина Л.В. Противоречия символического медиапространства России на примере Республики Татарстан.

Аннотация. Под влиянием электронных масс-медиа символическое медиапространство России и Республики Татарстан превращается в сферу функционирования постидеологических означающих. Российское медиапространство является составной частью мирового, но сводится на уровень столичных регионов. Отношения между татарстанским и российским медиапространством структурируются по аналогии с отношениями между российским и мировым медиапространством. Татарстанские медиа освещают в основном региональные события, за исключением событий, затрагивающих весь исламский мир. Единой области символического медиапространства Татарстана не существует. Множество противоборствующих и взаимодополняющих пространств вбирает в себя ценности, идеологии и культурные коды разных социальных групп, однако доминирующим символическим пространством остается пространство масс-медиа, лояльных по отношению к власти.

Ключевые слова: идеология, постидеология, масс-медиа, средства массовой информации и коммуникации, символическое медиапространство России, символическое медиапространство Республики Татарстан.

Выводы. Как таковой единой области символического медиапространства Татарстана не существует, оно состоит из множества противоборствующих и взаимодополняющих пространств, создаваемых различными средствами массовой информации и коммуникации. Эти разные символические пространства включают в себя множество ценностей, идеологий и культурных кодов разных социальных групп. Доля федеральных СМИ в процентном соотношении преобладает над региональными СМИ по степени влияния. С каждым годом расширяют влияние медиа развлекательного толка, в том числе на татарском языке. Среди региональных СМК доминирующим символическим пространством остается пространство тех масс-медиа, которые лояльны по отношению к власти. Доля оппозиционных СМИ по-прежнему мала, но расширяющие своё влияние электронные СМК активно меняют устоявшиеся авторитарные отношения в медиапространстве региона. Если в первое десятилетие XXI века Россия и Республика Татарстан стремились влиться в единое глобальное медиапространство, то сегодня наступает этап частичной закрытости, как медийной, так и политической. И это вызывает повышенный интерес со стороны мирового медиасообщества. Каким будет символическое медиапространство Татарстана, в какой степени оно будет гармоничной частью российского медиапространства можно только догадываться. Поэтому мы продолжаем наблюдать за происходящими изменениями. Как говорят журналисты: “Будем следить за развитием событий».

 

 

 

 РИНЦ

1. Жигунина Л.В., Лебедев А.Б. Феномен совершеннолетия в ситуации «постидеологии»: что нам покажет реклама? // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2013. – Т. 155, кн. 1. – С. 47–56.

http://old.kpfu.ru/uz_r/bin_files3/155_1_gum_6.pdf

http://elibrary.ru/item.asp?id=19068510

http://elibrary.ru/download/10737130.pdf

 

Аннотация. В статье речь идёт о совершеннолетии и несовершеннолетии в ситуации «постидеологии», оролимассмедиа и рекламы в формировании совершеннолетнего сознания. Сравнение традиционной рекламы с рекламой нового типа позволяет сделать вывод: о совершеннолетии и тем более о постидеологии как о реализованных проектах говорить преждевременно. Такой новаторский, креативный продукт СМИ, как эмбиент-медиа, является продуктом классической идеологии, которая выступает объектом желания и источником наслаждения для играющего в совершеннолетие индивида XXI века.

 

2. Лебедев А.Б., Фархутдинов Л.И. Родовая сущность и глобальная цивилизация: кризис ключевых идеологем эпохи модерна // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. –2013. – Т. 155, кн. 1. – С. 90–96.

http://old.kpfu.ru/uz_r/bin_files3/155_1_gum_11.pdf

http://elibrary.ru/item.asp?id=19068515

http://elibrary.ru/full_text.asp?id=19068515

 

Аннотация: В статье анализируется понятие родовой сущности в его связи с концептом глобальной цивилизации. Авторы различают две формы модерной идеологии: марксистскую и либерально-капиталистическую – и сосредоточиваются на рассмотрении понятия родовой сущности человека как основы универсалистских притязаний марксистской идеологии. Представлена попытка трактовки проблемы рационального обоснования единой человеческой общности в контексте философии Канта и гуманистической философии Возрождения. Высказывается предположение о том, что причины кризиса универсалистской идеологии модерна кроются в утопизме просвещенческого взгляда на природу человека, основанного на рационалистической редукции. По мысли авторов, игнорирование специфически культурного, локального, исторического, пренебрежение содержательными культурными особенностями в угоду абстрактным представлениям о человеке и обществе является основной причиной кризиса модерной идеологии как в марксистском, так и в либерально- капиталистическом вариантах.

 

3. Гедзь К.Н. Деятельность как индивидная форма самоопределения субъекта / К.Н. Гедзь // Ученые записки Казанского Университета. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - Том 155, Книга 1. – С. 34-39.

http://old.kpfu.ru/uz_r/bin_files3/155_1_gum_4.pdf

http://elibrary.ru/item.asp?id=19068508

http://elibrary.ru/download/24089639.pdf

 

Аннотация. Статья посвящена разработке нового подхода к исследованию труда. Решается задача непротиворечивого синтеза концепций труда К. Маркса и М. Хайдеггера. Указанные концепции признаются взаимодополняющими, поскольку делают возможным осмысление труда на двух уровнях – социальном и индивидном (экзистенциальном). В статье используется понятие самоопределения субъекта, предлагается рассматривать индивидную деятельность как форму самоопределения социального субъекта. Такой подход к проблеме деятельности позволяет интегрировать исследования бессознательного в марксистскую социальную философию и обнаружить конкретные механизмы детерминации индивидных сознаний объективными факторами общественного бытия.

 

4. Гизатова Г.К., Иванова О.Г. Трансформация субъектности в современном мультикультурном обществе // Вестник Российской нации. – 2013. – №5. – С.104-119.

http://elibrary.ru/item.asp?id=20341699

http://rosnation.ru/wp-content/uploads/2013/11/2013-5-Content_russ_eng.pdf

 

Аннотация: В статье исследуются проблемы национальной культуры, в том числе особенности трансформации субъекта культуры в условиях мультикультурного общества. Отмечается, что современность порождает одну из причин трансформации субъекта национально-культурной сферы, характеризующегося ослаблением адаптационного потенциала.

 

5. Шатунова Т.М. Диалектика о-естествления-разъестествления (Материалы круглого стола «Создай самого себя...») // Человек. – 2013. – № 1. – C. 9-10.

http://www.chelovek21.ru/note1_2013.html

 

Аннотация: В июне 2012 года в Нижнем Новгороде в рамках работы VI Российского философского конгресса “Философия в современном мире: Диалог мировоззрений” состоялось заседание круглого стола на тему: “Дилемма между искусственным и естественным в существовании человека”. Круглый стол был организован отделом комплексных проблем изучения человека Института философии РАН совместно с журналом “Человек”. Зачатие, рождение, старение, умирание, человеческая телесность в целом стали объектом разветвленной системы биомедицинских технологий; рост промышленно-технических возможностей человека сопровождается увеличением зависимости от них и техногенными катастрофами, которые угрожают самому существованию человека и цивилизации.