Клиническая лингвистика - одно из самых актуальных междисциплинарных направлений, востребованных в мировом сообществе. Количество пациентов с речевыми расстройствами и когнитивным снижением в популяции ежегодно увеличивается. В настоящее время отмечается тенденция к стремитель­ному увеличению числа пациентов с речевыми расстройствами; все более молодые пациенты оказываются подверженными заболеваниям, которые провоцируют нарушения речи разной степени выраженности. По данным Всемирной организации здравоохранения, 30% пациентов – лица трудоспо­собного возраста.

Цель реализации проекта: развитие лингвистической составляющей персонифицированной медицины для взрослых и детей, анализ функциональных перестроек головного мозга при повреждении зон, отвечающих за когнитивные (в том числе – речевые) функции.

Решаемые задачи:

1)  Диагностика сосудистой, травматической, аутоиммунной и генетической патологии головного мозга на клинической стадии, помощь в диагностике и реабилитации.

2) Диагностика сосудистой, травматической, аутоиммунной и генетической патологии головного мозга на "клинической" стадии, когда у пациента еще отсутствуют явные двигательные, сенсорные или иные расстройства. 

3) Контроль течения (прогрессирование, стационарное, регрессирующее течение) уже имеющегося заболевания головного мозга. При решении этих задач опора в клинических суждениях только на появление или исчезновение "органических" (выраженных) симптомов весьма неточна и не позволяет провести своевременную коррекцию лечения. Когнитивные функции, в том числе речь, и их нарушения являются  тончайшим диагностическим критерием, не используемым в рутинной клинической практике по многим причинам, в том числе и из-за отсутствия протоколов лингвистического тестирования в неврологической клинике.

4) Оптимизация процесса диагностики у пациентов с болевыми синдромами и алекситимичных пациентов.

5) Диагностика и коррекция речевых расстройств у детей.

Актуальность исследования обусловлена:

1) необходимостью углубления в лингвистическую составляющую речевых нарушений, возникающих вследствие поражений различных зон головного мозга, что необходимо для оптимизации реабилитационной помощи. Качество жизни пациентов после перенесенного инсульта и заболеваний головного мозга иного генеза в высокой степени зависит от того, насколько сохранна их речь.

2) необходимостью разработки протоколов лингвистического тестирования для клинической и ранней доклинической диагностики заболеваний головного мозга в сопоставлении с аппаратурными данными.

3) необходимостью разработки батарей тестов и опросников для лечения болевых синдромов, в особенности у алекситимичных пациентов.

4) необходимостью своевременно диагностировать и корректировать речевые расстройства у детей для дальнейшего гармоничного развития и предотвращения речевых проблем и когнитивного снижения в работоспособном возрасте.