О кафедре

Кафедра психологии создана в 1974 году с целью  психологической подготовки студентов – будущих учителей. Данную миссию кафедра выполняет и поныне.

В условиях модернизации педагогического образования в России кафедра рассматривает психологическую подготовку учителя как необходимый компонент профессионального образования  студентов, включающий присвоение теоретических знаний, приобретение практических компетенций, формирование профессионально значимых качеств.

Штат кафедры психологии составляют специалисты высокой квалификации, среди которых доктора психологических наук Баянова Л.Ф.. Фахрутдинова Л.Р., кандидаты психологических наук Волчков Э.Г.,  Хусаинова Р.М., Федоренко М.В., Чиркина С.Е., старший преподаватель Хайрутдинова М.Р.

На кафедре психологии над диссертационными исследованиями работают 5 аспирантов, в том числе из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Кафедра реализует магистерскую программу психолого-педагогического направления 44.04.02 «Практическая психология в образовании».


Научные гранты кафедры:

На кафедре выполняются 2 гранта Российского гуманитарного научного фонда по актуальным проблемам, связанным с научными исследованиями в области детской психологии:

Грант РГНФ 1506-10954  "Психологические механизмы взаимодействия дошкольника с правилом в нормативной ситуации"

Руководитель:  Баянова Л.Ф.

Грант  РГНФ 15-16-160011 «Детско-родительские отношения в детском хосписе (на примере первого детского хосписа Республики Татарстан) Руководитель: Федоренко М.В.


Приоритетные направления научных исследований и разработок кафедры:

Психология становления субъекта культуры в  онтогенезе. Исследуются вопросы когнитивного, личностного и социального развития психики детей  дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов под влиянием культуры как системы нормативных ситуаций. Данное направление реализуется в рамках современных приложений идей Льва Выготского в психологии развития и образования.

Психологии педагогической деятельности  в современных условиях  школы XXI века.  Изучаются  мотивация педагогической деятельности, риски профессиональных деструкций  в работе современных учителей,  психология саморазвития учителя как  субъекта реализации креативных задач в обучении  и  развитии учащихся.

Психология переживания, циклов переживания, открытие психологического механизма саморазвития человека через рефлексию на переживание впечатления и  формирующее воздействие переживания на устойчивые психические структуры.

Психология развития личности студента в условиях полилингвального и поликультурного образования. Психологические условия формирования  позитивной этнической идентичности и толерантности студентов в глобальном образовании при реализации  мобильности индивидуальной траектории обучения.


Международные научные издания в области психологии, в которых  опубликованы результаты исследований сотрудников кафедры:

«Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Psychology in Russia: State of the Art», «Anuario de Psicologia»