О кафедре

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования создана в 2009 г., осуществляет подготовку специалистов для дошкольных образовательных учреждений, педагогических колледжей и вузов Республики Татарстан.

Заведует кафедрой доктор педагогических наук профессор В.Ф.Габдулхаков.

На кафедре разработаны стандарты, учебные планы, образовательные программы подготовки специалистов для системы дошкольного образования.

Кафедра призвана готовить для детских садов педагогов нового типа – бакалавров (3 года обучения на базе СПО, 4 года на базе 11 классов) и магистров (2 года обучения на базе высшего образования, в том числе – бакалавриата).

Институт в 2014 году набирает абитуриентов по направлению «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» на очную форму обучения на базе 11 классов (ЕГЭ по обществознанию, русскому языку и математике), бюджет; заочная форма обучения, на базе СПО – 4 года обучения (вступительные испытания: дошкольная педагогика (тест), русский язык (тест или ЕГЭ), бюджет и внебюджет. Годы дневного обучения в КФУ студенты обычно совмещают с работой в ДОУ: занятия для студентов проводятся во вторую смену. Таким образом они смогут получать и зарплату, и стипендию одновременно. Иногородним предоставляется благоустроенное общежитие.

Наши студенты живут в благоустроенных общежитиях Деревни Универсиады, получают хорошие стипендии и успешно работают в садиках.

Бакалавриат – это полноценное высшее образование. Интересно, что наши программы подготовки бакалавров для дошкольного образования глубже, шире и основательнее, чем программы подготовки магистров для этой же системы в США.

Наши будущие бакалавры тоже могут учиться и в магистратуре, и в докторантуре; предусматривается обмен студентами в странах Западной Европы и Америки, т.е. студенты при желании могут учиться и за границей.

При кафедре педагогики и психологии дошкольного образования Института педагогики и психологии КФУ действует два периодических издания – «Поликультурное языковое образование», «Личностно-развивающее образование». Опыт многих студентов – воспитателей, методистов-организаторов и заведующих ДОУ – широко освещается на страницах этих изданий. Многие педагоги, обучаясь в университете, печатаются в наших журналах и аттестуются на первую и высшую квалификационные категории.

Налажено сотрудничество с федеральным журналом «Современное дошкольное образование. Теория и практика», зарубежными журналами «International Journal of Early Years Education» (Великобритания), «Almanac of Social Communication» (Польша). Воспитатели детских садов Татарстана теперь печатаются и в центральных, и в зарубежных изданиях.


К наиболее значительным зарубежным публикациям сотрудников кафедры в 2013 г. относятся:

1. Valerian F. Gabdulhakov. INDICATORS OF PRO-FESSIONAL SKILL OF THE TEACHER IN THE CONTEXT OF THE DETERMINANTS OF GIFTED AND DEVIATION. Modern scientific achievements: materials of the international scientifi-cally-practical conference. Dil 35 Pedagogika. - Prague, 2013. Page 68-71.

2. Valerian F. Gabdulhakov. Design of technology of personification. Modern scientific achievements: materials of the international scientifi-cally-practical conference. Dil 35 Pedagogika. - Prague, 2013. Page 85-87.

3. Valerian F. Gabdulhakov. Tutor as a technology for the development of creativity. Modern scientific achievements: materials of the international scientifi-cally-practical conference. Dil 35 Pedagogika. - Prague, 2013. Page 83-85.

4. Габдулхаков В.Ф. Об учете детерминантов разви-тия талантливой молодежи. Аспекти концепци развитку сучасного суспiльства: Материалы XIV международной научно-практической конференции 19-20 квiтия 2013 р. – Севастополь Рiбест: Мiнiстерство освiти i науки Украiни, Севастопольский нацiональний технiчний унiверситет, 2013. C. 30-33

5. Valerian F. Gabdulhakov. O warunkach podwyższenia statusu nauczyciela we współczesnej przestrzeni edukacyjnej. NAUCZYCIEL ZJEDNOCZONEJ EUROPY WOBEC WYZWAŃ EDUKACYJNYCH. Międzynarodowa Konferencja Naukowa Częstochowa, 1-2 października 2013 r. – S. 23-29

6. Новик Н.Н. Leisure forms of organization nonearning activity adolescents with deviant behavior. Materiály IX mezinárodní vědecko-praktická konference «Přední vě-decké novinky – 2013». – Díl 5. Pedagogika: Praga. Publishing House “Edukation and Sciense” s.r.o – 112 stran. S.73 – 75.

7. Петрова В.Ф., Ступникова Л.П., Климентьева З.А. Интегративный подход организации образовательного процесса в дошкольном учреждении // Materialy 8 mtzinarodni vedecko-prakticka konference "Moderni vymozenosti vedy - 2012" - Dil 13. Pedagogika:Рraha.Pudlishing House "Education and Scienc" s.r.o.-112stran.


Кафедра проводит международные, всероссийские конференции, конкурсы инновационных идей для системы дошкольного образования среди студентов колледжей, вузов и педагогов ДОУ.

Кафедра ежегодно проводит Приволжский региональный конкурс инновационных идей для системы дошкольного образования. Цели конкурса: 1) выявление уровня научно-методической культуры педагогов ДОУ и тех, кто готовится работать с маленькими детьми; 2) проверка готовности педагогов ДОУ, студентов дошкольных отделений училищ, колледжей и вузов к инновационной деятельности; 3) объединение творческого и научно-методического потенциала детских садов, педагогических училищ, колледжей и вузов вокруг Института психологии и образования КПФУ как научно-методического центра инновационной деятельности в сфере дошкольного образования; 4) создание регионального банка инновационных идей в сфере дошкольного образования Приволжья.

Структурные подразделения кафедры – лаборатории одаренности, раннего языкового развития, поликультурного языкового развития, современных технологий дошкольного образования – общественные лаборатории на базе ДОУ и гимназий – экспериментальных площадках кафедры (ДОУ № 25 г. Казани, ДОУ № 15, гимназии № 3 г. Зеленодольска и др.).


Научные направления


Коллектив кафедры работает над проблемой персонификации профессиональной подготовки педагогов для системы дошкольного образования. Решение этой проблемы связано с разработкой субъектно-ориентированных подходов к профессиональной подготовке педагогов, с созданием программно-методического и учебно-методического обеспечения поликультурного языкового развития детей, с разработкой технологий предупреждения девиантного поведения и развития у детей одаренности.


Расписание консультаций преподавателей кафедры педагогики и методики

дошкольного образования