XXI столетие связано с двумя явлениями: глобализацией образовательного процесса (предполагающей обобществление и регулярное совместное обновление совокупной ресурсной базы – человеческой, финансовой, научной) и деглобализацией нарастающих информационных потоков, равно как дроблением финансовых ресурсов. Данные процессы приводят к нерегулярности и блокированию междисциплинарного, межвузовского и т.д. сотрудничества, отсутствию трансфера исходных и полученных данных и продуктов.

Достижение взаимодействия "на равных" с возможностью (пере)распределения сфер интересов и области решаемых задач отдельных участников – институтов, школ, общественных и государственных организаций и т.д. – реализуемо в лабораториях нового поколения: международных, сетевых, с распределенным участием, - основанных на объединении центров компетенций по смежным направлениям.

Первый шаг к созданию подобной лаборатории сделан руководством и сотрудниками КФУ (Казань) и УдГУ (Ижевск), коллегами из России (ИГЛУ, РосНОУ, ЦСОТ и др.), Казахстана (Университет им. С. Баишева), Германии (ОЦ "ИКаРуС") и т.д. (к 2020 году предполагается объединение 11 российских и 9 зарубежных вузов, ряда общественных организаций с образовательным компонентом в 14 странах мира) – с головным центром при Елабужском институте Казанского федерального университета.

Все лаборатории открываются с обязательным учетом региональной и уже сложившейся компетентностной специфики каждого партнера. Так, в Елабужском институте КФУ головная лаборатория "Инновационные технологии в сфере поликультурного образования" создана с учетом приоритетов развития КФУ в соответствии с "Дорожной картой". Объединенные, но не утратившие своей структурной самостоятельности лаборатории оказываются более мобильными. Они могут пользоваться ресурсами партнеров и транслировать в них продукты своей деятельности.