До 1 сентября 2013 года в российской аспирантуре готовили научно-педагогические и научные кадры. Более трех лет назад ее отнесли к третьему уровню высшего образования. И дискуссии по данному вопросу не утихают до сих пор. Редакция портала «Российское образование» попыталась найти ответы на самые острые вопросы.
«Если раньше аспирантура была первой ступенью научной карьеры, то сейчас это последняя ступень учебы», - заявляет заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Гаджимет Сафаралиев.
По словам председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Вячеслава Никонова, в последние годы всего лишь 20-25% выпускников аспирантуры защищают кандидатские диссертации. То есть государство субсидирует обучение будущих ученых, а, в результате, не дополучает научные кадры.
«Сегодня многие кандидатские диссертации по уровню гораздо ниже, чем те, которые защищались во времена Советского Союза. Кроме аспиранта нести ответственность за его подготовку должна и организация, и научный руководитель. Как только мы сфокусируемся на этом, в аспирантуру сразу пойдут мотивированные люди. Существует множество механизмов, которые можно использовать, в частности, сочленение магистратуры и аспирантуры в некий единый блог», - предлагает ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов.
Пока что к единому мнению не могут прийти ни студенты с преподавателями, ни руководство вузов с чиновниками. Вячеслав Никонов обращает внимание на несколько проблем.
«До сих пор не ясен вопрос, кто и чему должен учить. В зарубежных вузах аспирантура - это когда лучшие преподаватели учат лучших студентов. У нас пока аспирантура больше похожа на прежнюю систему сдачи кандидатских минимумов при минимальной подготовке», - отмечает он.
Также депутат считает, что должна быть «связь между завершением образования в аспирантуре и защитой кандидатской диссертации». Но в то же время, если обязать всех писать диссертации, то что делать с теми областями, где научная степень не является важной составляющей? Например, в предпринимательстве или на госслужбе.
За рубежом этот вопрос давно решен. В ряде стран существует отработанная система PhD для тех, кто занимается наукой и хочет дальше продолжать научную карьеру, и система DBA - не являющаяся строго научной, но готовящая специалистов высшей квалификации для сферы бизнеса и управления. По словам председателя ВАКа Владимира Филиппова, в России даже совершались попытки внедрить подобную систему. И рабочая группа ассоциации ведущих вузов, входящих в 5-100 (Прим. ред.: проект по повышению конкурентоспособности ведущих российских вузов), поддерживала переход на эту форму.
«Из 36 стран АТЭС только две не ввели PhD – это Россия и Вьетнам. Нынешняя российская схема аспирантуры способствуют нововведению. Никто не ставит вопрос о том, чтобы ликвидировать доктора наук, но необходимо приравнять нашего кандидата наук к PhD», - уверен ректор РУДН.
Накануне в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол «Подготовка научно-педагогических кадров: проблемы и пути совершенствования», где более трех часов депутаты, члены Общественной палаты России, руководители столичных и региональных вузов обсуждали, как улучшить аспирантуру. Сейчас в Министерстве образования и науки РФ в качестве решения одного из вопросов озвучивают свои предложения. По мнению заместителя главы ведомства Людмилы Огородовой, в аспирантуре должны появиться новые формы обучения.
«В Америке 80% выпускников аспирантуры готовятся по заказу промышленных организаций государственного сектора. Исходя из того, что 80 % - это сектор экономики, который должен стать потребителем кадров высокой квалификации, нам, конечно, необходимы и другие формы обучения. Если мы говорим о промышленности, то это проектно-ориентированные формы подготовки. Кстати, в России они когда-то были. Это так называемые хоздоговоры и заказы от крупных промышленных организаций», - утверждает Огородова.